Hello, v.!
You wrote on Mon, 21 Jul 2003 13:03:15 +0400:
vK> Si vis pacem, para bellum
vK> допускаю и такую возможность :)))
>> Винтовку кто-то отлично отладил, вывесил ствол <на три точки>, и
>> отрегулировал спуск.
vK> а вот это уже интереснее - на три точки - это как? Консольное
vK> крепление знаю, в одной точке; консольная заделка плюс опора по
vK> центру ствола - тоже знаю, а вот третья точка - это как? Знатоки ,
vK> АУУУУ!!!!
УКЛАДКА СТВОЛА И СТВОЛЬНОЙ КОРОБКИ В ЛОЖУ
Известно несколько способов укладки ствола винтовки в ложу:
a.. с сальником
b.. без прилегания к цевью и ствольной накладке ("плавающий ствол")
c.. с равномерным прилеганием ствола к желобу цевья ложи.
Наиболее эффективна для улучшения боя винтовки Мосина укладка ствола с
сальником. Поскольку установка сальника производится после отстрела
винтовки, рассмотрим прежде всего подгонку цевья и опорных плоскостей ложи.
Чтобы исключить касание ствола к цевью, вначале нужно удалить лишний слой
дерева по всей длине цевья. Для этого надо разобрать винтовку и выбрать
желоб цевья специальной полукруглой калевкой или же стамеской-шабером на
1-1,5 мм в глубину и на 1 мм по сторонам. После этого подкапчивают ствол и
ствольную коробку по всей длине, снизу и по боковым стенкам или смазывают их
равномерным слоем краски (суриком). Затем ствол со ствольной коробкой
осторожно вкладывают в желоб ложи и соединив ствольную коробку с магазинной,
стягивают винтами. После этого надо ствол отделить от ложи и, если
обнаружена копоть или краска на дне желоба, подчистить эти места. Подчистку
производить до тех пор, пока зазор по сторонам и снизу ствола, собранного с
ложей не превысит 1 мм. Правильность подгонки положения ствола проверяется
пропуском полоски бумаги между стволом и цевьем.
Зазор между стволом и цевьем можно считать нормальным, если бумага по всей
длине цевья от казенной части ствола до конца проходит свободно. Между
ствольной накладкой и стволом должен быть такой же зазор, как и между цевьем
ложи, т.е. примерно около 2 мм. Ствольная накладка, затянутая ложевыми
кольцами, не должна иметь продольных и поперечных смещений. Металлические
наконечники ствольной накладки и цевья не должны касаться ствола. При
наличии касания внутреннюю часть наконечника опиливают полукруглым
напильником. Следует обратить особое внимание на правильную посадку
ствольной коробки в ложе. Ствольная коробка должна прилегать к опорным
площадкам ложи без перекосов. Если ствольная коробка не касается какой-либо
площадки и при затянутых винтах имеет перекос, то под такую площадку
необходимо подложить прокладку из тонкого прессованного картона и этим
добиться плотного прилегания ствольной коробки. В тех случаях, когда зазор
между стволом и цевьем больше с какой-то одной стороны и ствол прилегает при
сборке винтовки к цевью односторонне, нужно выровнять посадку ствола
прокладками из тонкого картона. При размещении прокладок у казенной части
ствола их наслаивают со стороны прилегания ствола к цевью и, наоборот, у
хвоста ствольной коробки прокладки устанавливаются с противоположной стороны
прилегания. В случае прилегания дульной части ствола к цевью вниз нужно
проложить прокладку под казенную часть ствола.
Выход шомпольного упора из-за дерева опорной площадки желоба не допустим.
При его выходе необходимо ввернуть винт наконечника в шомпольный упор и
вытащить его вверх, после чего, зажав упор в тиски, опилить верхнюю его
часть полукруглым напильником. После опиловки поставить упор на место.
Важно проследить за тем, чтобы задняя плоскость упора ствольной коробки
хорошо прилегала к опорной плоскости нагеля. Подгонку упора к нагелю
производят после окончательной подгонки ствола со ствольной коробкой в ложе.
В целях проверки упор ствольной коробки следует закоптить, вложить ствол в
ложу и завернуть винтами. Затыльником приклада надо ударить несколько раз по
деревянному бруску, а затем отделить ствол и осмотреть его. Обнаружив, что
упор не касается плоскости нагеля, необходимо в углах выреза нагеля
пропилить пазы глубиной в 1 мм и шириной в 0,5 мм, затем заготовить стальную
или медную пластинку по форме выреза, плотно вдвинуть ее в паз и продолжить
подгонку упора до полного касания с нагелем. Неравномерное прилегание упора
к нагелю вызывает резкое ухудшение кучности боя винтовки.
Отдача винтовки от ствола через упор и нагель ощущается при
стрельбе не сильно. Плохо, если сзади хвоста ствольной коробки и
предохранительной скобы магазинной коробки (скобы спускового крючка) нет
зазора или же проушины ствольной коробки касаются дерева ложи. Тогда
винтовка будет при стрельбе, как говорят, "драться".
Поэтому в местах соединения ствольной коробки с ложей должны быть зазоры.
Прилегание магазинной коробки к ложе также вызывает резкое ощущение отдачи.
Восстановить нормальные зазоры можно, подрезав дерево стамеской в местах
касания ствольной и магазинной коробок с ложей.
Если после отладки отдача при выстреле по-прежнему ощущается сильно,
необходимо проверить, нет ли касания винтов (упора и хвостового) с деревом
ложи. Это касание легко обнаружить, просмотрев отверстия в ложе для прохода
винтов. Там, где винты касаются дерева, будут намины. Их необходимо спилить
круглым драчевым напильником.
Между верхними краями магазинной коробки и нижней плоскостью ствольной
коробки должен быть равномерный зазор в пределах от 1 до 2,5 мм, который
проверяется со стороны канала ствольной коробки специально подобранным
щупом. При отсутствии зазора ствольная и магазинная коробки не будут связаны
винтами между собой и ложей, что приведет не только к нарушению подачи
патронов, но и к увеличению рассеивания пуль. Данный недостаток возникает от
усушки или смятия дерева ложи под угольником и спусковой скобой магазинной
коробки. Для его устранения необходимо изготовить прокладки, слегка выгнуть
их по форме желоба и поставить в ложу в местах прилегания угольника и
предохранительной скобы магазинной коробки. Если и при постановке прокладок
зазор не будет удовлетворять требуемым размерам, нужно увеличить количество
прокладок. Зазор более 2,5 мм недопустим, так как очередной патрон при
перезаряжании не будет захватываться боевой личинкой затвора. После всей
проделанной работы по укладе ствола в ложу необходимо проверить правильность
укладки. Для этого - завернуть попеременно оба винта (хвостовой и упора) до
отказа, затем ослабить хвостовой винт на несколько оборотов. Ствол должен
остаться в том же положении. Это - признак того, что укладка ствола
произведена правильно. Если при отвинчивании любого из винтов положение
ствола изменяется, это означает, что укладка ствола со ствольной коробкой
произведена неправильно.
При отладке винтовки по второму способу со свободной посадкой ствола все
работы производятся таким же путем, за исключением постановки сальника.
ОТЛАДКА СПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА
Спусковой механизм винтовки состоит из спускового крючка, оси, спусковой
пружины и винта спусковой пружины.
На практике применяют несколько видов спуска курка:
a.. короткие (без потяжки), "сухие"
b.. мягкие (с небольшой потяжкой)
c.. с предупреждением.
Наиболее часто для точной стрельбы применяют сухой короткий спуск,
отличающийся тем, что спусковой крючок при нажатии на него не имеет
заметного смещения, но как только прилагаемое к нему усилие превысит
натяжение спусковой пружины, произойдет спуск курка.
Спуск ощущается, как мягкий с небольшой потяжкой, когда спусковой крючок
плавно поддается усилию пальца, проходя некоторый путь до момента срыва
курка с боевого взвода.
Спуск с предупреждением характерен предварительным выжимом части натяжения
спусковой пружины до остановки спускового крючка, после которой требуется
небольшое дожатие спускового крючка для вывода шептала из-под боевого взвода
курка.
Прежде чем начать отладку спускового механизма, нужно проверить спуск на
винтовке. Проверка производится обычным путем: медленным нажатием на
спусковой крючок. Недостатки спуска выявляются по ощущению пальцем работы
спускового механизма.
К недостаткам относятся:
a.. вертикальное движение курка при опускании шептала вниз, которое
происходит от износа продольного паза задней части ствольной коробки при
острых углах сцепления шептала с боевым взводом курка
b.. провал спускового крючка, т.е. резкое уменьшение сопротивления
спускового крючка усилию пальца в момент срыва курка с шептала, вследствие
которого палец резко уходит назад. Провал спускового крючка получается, если
слишком слаба пружинная часть спусковой пружины и вместе с тем велик выход
шептала в ствольную коробку, а также при острых углах зацепления шептала с
боевым взводом курка
c.. удар о палец - как следствие удара рабочей грани боевого взвода курка
по затворной задержке спускового крючка. При этом ощущается резкое движение
хвоста спускового крючка вперед.
Установив дефект, можно приступить к отладке спускового механизма. Для
получения короткого сухого спуска необходимо применять спусковую пружину с
утолщенной пружинной частью или же усиливать ее дополнительной пружиной.
Начинать отладку следует с обработка спускового крючка, для чего спилить
квадратным напильником в щели спускового крючка полукруглый выступ, который
давит на спусковую пружину. В результате опиловки давление должно
осуществляться передней частью верхней грани щели спускового крючка. В
случае чрезмерного опиливания выступа крючка, при котором затворная задержка
не удерживает затвор в заднем положении, надо пропилить паз в спусковом
крючке и забить в него вкладыш.
Чтобы исключить удар боевым взводом по затворной задержке в момент срыва
курка с боевого взвода, надо слегка опилить затворную задержку круглым
напильником. Короткий спуск требует, чтобы спусковая пружина была достаточно
жесткой. При большой высоте шептала спусковая пружина под давлением курка
работает на изгиб под большим плечем. Чтобы добиться жесткости пружины,
нужно уменьшить это плечо, сокращая размеры шептала по высоте. Добиваясь
определенного выхода шептала в окно ствольной коробки, нужно обеспечить
надежность удержания курка на боевом взводе. Для этого следует подпилить
упор спусковой пружины на 2/3 своей толщины и проверить, не тянется ли курок
вниз при выжиме спуска. Если это имеет место, то угол опорной плоскости
шептала или боевого взвода курка следует
Изменить так, чтобы опускаясь, шептало не вызывало смещения курка вниз.
Виду того, что боевой взвод закален, подгоняют и обрабатывают главным
образом шептало. Места подгонки спусковой пружины и боевого взвода курка
следует отполировать до зеркального блеска. Если при проверке спуска курка
ход спускового крючка окажется все же длинным, то необходимо укоротить
высоту шептала, опилив ее вершину личным напильником. В случае срыва курка
при закрывании затвора - мал выход шептала - необходимо дополнительно
подпилить упор спусковой пружины. Проделав эту работу, проверьте натяжение
спуска курка. Если натяжение окажется меньше 1.5 кг, следует выгнуть
пружинную часть спусковой пружины вдоль (желобком).
Выгибать пружину нужно, ударяя по ней узкой частью молотка, положив пружину
между губками тисков. Выгнутая таким способом, она станет жестче и увеличит
натяжение спуска. При провале, а также если натяжение спуска менее 1,5 кг,
можно поставить дополнительную пружину. Она усилит основную. Дополнительная
пружина устанавливается снизу основной, длина ее должна быть такой, чтобы
конец дополнительной пружины опирался на основную в районе касания верхней
грани щели спускового крючка. При постановке дополнительной пружины пятку
спусковой пружины надо опилить настолько, чтобы винт мог закрепить обе
пружины. Для короткого спуска характерным является небольшое зацепление
боевого взвода с шепталом. А надо, чтобы это зацепление было надежным.
Соблюсти эти условия можно, если курок не имеет качки в продольном пазу
ствольной коробки. Для проверки надежного зацепления курка следует резким
движением руки закрыть затвор несколько раз.
Закрывание затвора производят, нажимая на пуговку курка нижней частью
ладони, а пальцами касаясь рукоятки. Если при таком закрывании затвора
происходят срывы курка, это показывает на то, что курок имеет вертикальное
качание в хвостовой части канала ствольной коробки. Для устранения качки
необходимо вставить в продольный паз ствольной коробки круглую оправку по
размерам полукруглой части курка. Затем, зажав ствольную коробку в тиски с
медными прокладками, ударяют медным молотком по правой стороне коробки и
обжимают ее до плотного прилегания коробки к оправке.
Если после обжатия ствольной коробки курок при движении вперед будет иметь
замедленное движение, вызывающее осечки, то нужно подчистить правую стенку
продольного паза личным напильником. Устранив этот дефект, еще раз проверьте
работу затвора тем же способом. Убедившись в том, что курок надежно
удерживается на боевом взводе и спуск хорош как по характеру, так и по
натяжению, можно продолжать дальнейшую работу.
При отладке мягкого спуска с небольшой потяжкой необходимо придерживаться
того же метода, что и при отладке короткого спуска с дополнительной
пружиной, но в данном случае нужно использовать основную спусковую пружину с
более тонкой пружинной частью. Конец дополнительной пружины при отладке
такого спуска должен лежать на основной пружине в районе окончания щели
крючка. При выжиме спуска средняя часть спусковой пружины будет прогибаться,
образуя потяжку еще до начала вывода шептала из-под боевого взвода курка.
Углы сцепления должны быть запилены так же, как и при отладке короткого
сухого спуска. Мягкий спуск с небольшой потяжкой можно также сделать за счет
большого выхода шептала в ствольную коробку.
Отладка спуска с предупреждением осуществляется двумя способами. В первом
при помощи опиловки и высверливания отверстий создают два выступа в верхней
грани щели спускового крючка.
Ближайший выступ к шепталу служит для предварительного выжима спусковой
пружины, второй выступ - для окончательного вывода шептала из-под боевого
взвода курка. Образование двух выступов создает при нажатии на спусковой
крючок ощутимое предупреждение. Работа по отладке выполняется так: вначале
опиливают личным квадратным напильником верхнюю грань щели спускового
крючка, затем сбоку спускового крючка высверливают отверстие 2,5 мм, чтобы
оно проходило сразу под верхней гранью щели спускового крючка. После того
как сверловка будет сделана, верхнюю часть отверстия распиливают круглым
надфилем до образования нужных форм и размеров выступов на верхней грани
щели спускового крючка. Дальнейшая отладка производится подпиловкой верхней
плоскости спусковой пружины.
Второй способ отладки спуска с предупреждением достигается постановкой
дополнительной пружины над спусковой пружиной. Обе пружины соединяются ос
ствольной коробкой одним и тем же винтом. Верхняя грань щели спускового
крючка опиливается (изнутри щели делается плоской). Вначале добиваются
короткого спуска с одной основной пружиной. Дополнительная пружина позволяет
не только удерживать в нужном положении спусковой крючок, но и при нажатии
на него ощущать переход давления от одной пружины к другой.
Регулировка свободного хода спускового крючка производится прогибом конца
дополнительной пружины. При увеличении этого прогиба вниз ход спускового
крючка сокращается, а при прогибе вверх увеличивается. Для улучшения работы
спуска все трущиеся поверхности спускового механизма должны быть хорошо
отшлифованы и всей плоскостью прилегать друг к другу. Ось спускового крючка
должна плотно сидеть в проушинах ствольной коробки, чтобы при обработке
стрелком спуска не получались перекосы спускового крючка.