Органы государственной безопасности и прочность тыла
Алексей Мелия
>>отсутствия значительных политических выступлений в тылу
>
>для второй мировой войны это характерно для всех ее основных участников, кроме Италии.
>А поскольку ни в Германии, ни в США, ни в Японии, ни в Великобритании
Органы государственной безопасности и государственная безопасность
В США, Японии и Великобритании не возникло значительных проблем и в годы Первой мировой войны. Данные проблемы были в Германии, отчасти Италии и в наибольшей степени в России.
>небольшая роль этих формирований вполне очевидна, но речь не о роли этих формирований, а о количестве предателей, пошедщих на службу к врагу. А это количество вполне сопоставимо с количеством расстрелянных в 1937-1938 годах. Так что если отталикиваться от гипотезы "больше расстреляем - меньше изменит",
Такой гипотезы не выдвигается, тем более что проблема перехода на службу в оккупированных противником районах не была столь уж актуальна в годы прошлой войны. Выдвигается гипотеза, что репрессии были частично вызваны (не только этим и скорее всего прежде всего не этим) стремлением ликвидировать политические центры способные начать активную борьбу за власть в условиях войны, а также лиц потенциально способных своими действиями принести существенный вред обороноспособности (например немцы допускающие антисоветские высказывания и работавшие в военной промышленности), плюс к этому разрушение социальной базы сил сопротивления в своем тылу. Но потребность в таких мероприятиях предположительно возникла еще до войны, в условиях ослабления результате внутренней борьбы существующей власти. В результате с началом войны мероприятия проводились в небольшом объеме, так как разрабатываемой контингент был массово изъят в 1937-38 г.г., так по отданному 22 июня приказу о изъятии подрывного элемента в Москве по линии органов госбезопасности было арестовано всего около 50 человек.
>очевидно, что таких оснований нет, ибо в документах, современных репрессиям 1937-38 гг. не содержится формулировки в требуемомм ключе: грядет война и потенциальных изменников нужно выявить и расстрелять. Речь шла о чисто "классовых" подходах.
Классовый подход также был сопряжен с проблемой прочности тыла в будущей войне, так например рисовалась картина первого дня войны в ходе экономической игры проводившейся в 1930 году в КУВНАСе:
"Резкое обострение военной опасности перед объявлением мобилизации нашло следующие отражение в Витебском округе:
Чрезвычайно обострилась классовая борьба в городе и деревне... Антисоветские элементы перешли в отдельных случаях к открытому вредительству и индивидуальным выступлениям против коммунистов и советских работников, имеются случаи террористических актов против ответработников."