Добрый день!
>Сталин как раз рассчитал все чики-чики.
>К началу 50-х гг. ухудшились отношения Сталина с Мао. Кстати хроника свидетельствует: при подписании полномасщтабного договора о дружбе с Китаем (48 кажется горд) Мао стоит бледный и очень напряженный. Да и договор вопреки всем ожиданиям подписывал не он, а Чжоу Эньлай.
Договор был подписан в феврале 1950. Чжоу Эньлай и должен был его подписать по протоколу. Но отношения Сталина и Мао всегда были сложными.
>Дело в том, что мао к тому времени стал проявлять излишнюю самостоятельность и строптивый характер. Ему явно не нравилась опека Сталина и вездесущность советских товавищей.Он не мыслил Китая статтелитом СССР, вроде марионеточных режимов Восточной Европы.
>Начались мероприятия по установлению возможных контактов Китая с США. Сталину все это, конечно, не нравилось. И тогда, вроде бы, он и придумал Корейскую войну.
Сателлитом СССР он себя не мыслил и в контактах с США был заинтересован, но ситуация к началу войны в Корее изменилась. В США после победы коммунистов в Китае началась истерия, активно подогревавшаяся многочисленными гоминьдановскими лоббистами, шли многочисленные поиски виновных под известным девизом "Who lost China?". Поиск виновных вылился в чистку во внешнеполитических ведомствах и всем специалистам по Китаю, кого подозревали в малейших симпатиях к китайским коммунистам попросту сломали карьеру, иногда и жизнь, действуя в полне в духе СССР 37 года. Дж. Сервис, который ездил к Мао в Яньань был например обвинен в подрывной деятельности, посажен в тюрьму, потом оправдан, но к полноценной работе больше никогда не возвращался. То есть в Штатах царила истерия и подозрительность и никакой речи о контактах Мао с американцами уже идти не могло.
>Убивать Мао по понятным причинам ему было не с руки. Он сделал хитрее:
>Ким начал агрессию. Естественно, немедленно вмешались амеры, бритты и иже с ними. И, конечно, в стороне Китай остаться не смог. В итоге Китай оказался более, чем тесно привязан к СССР, так как на Западе, в частности, в США логично рассудили, что руками Китая СССР начинает экспансию в Тихоокеанском регионе (а позиция Китая в войне Вьет-Конга с Францией была лишним тому поддтверждением).По сути дела, Китаю пришлось ориентироваться на многие годы только на СССР. А контакты с США Китай начал восстанавливавть только в начале 70-х гг.
Во-первых маловероятно, чтобы СССР ожидал такого масштабного вмешательства со стороны запада. Вспомним, что за год до этого американцы проглотили победу коммунистов в Китае, в течение всей китайской гражданской войны они так и не попытались переломить ситуацию в пользу Гоминьдана. На первый взглад, после этого не было никаких оснований ожидать полномасштабного военного вмешательства в конфликт из-за незначительной страны, каковой тогда была Корея. То есть, вероятно, ожидалось, что западная поддержка южнокорейцев будет примерно такой же, какой была американская поддержка гоминьдана: поставки оружия, советники, действия авиации и флота, возможно, размещение войск в тылу в ключевых городах с их последующей эвакуацией в случае поражения южан. СССР просто недооценил изменения, которые произошли за этот год во внутренней политике США, Сталин, вероятно, не понимал, что Белый Дом не может допустить новой "сдачи территории коммунистам" (популярный тогда термин), иначе Трумэна бы сожрали с потрохами.
>Сталин умный, Мао - козел, амеров обманули, правда побочным пунктом стало то, что амервы начали считать азиатско-тихоокеанский регион (Дальний Восток и ЮВА) сферой своих жизненных интересов и ареной противостояния коммунизму.
Ситуация, при которой советский ставленник Ким был разгромлен и Мао выступил спасителем ситуации (его пришлось именно ПРОСИТЬ вмешаться) едва ли соответствовала интересам СССР. Политическое значение Китая и Мао в результате повышалось, он превращался в более самостоятельную фигуру ибо его народные добровольцы были единственной силой, способной предотвратить катастрофическое для СССР развитие ситуации в Корее.
А сферой своих жизненных интересов АТР американцы где-то с середины 19 века.
То есть, имела место вполне объяснимая, но все же ошибка советской внешней политики. Эта ошибка заключалась в неверном прогнозе реакции США. Причиной ошибки было традиционное для СССР непонимание особенностей функционирования политической системы стран Запада.
С уважением, Василий Кашин