|
От
|
Pout
|
|
К
|
Архив
|
|
Дата
|
27.05.2003 07:30:57
|
|
Рубрики
|
Современность; Космос;
|
|
Re: [2Pout] небольшой комментарий
>> http://kuasar.narod.ru/news/2003-05/20-05-2003.htm
>
>>Без претензий
>
> Комментарий отражает версию и выводы по все еще неполностью открывшимся обстоятельствам спуска Союз ТМА-1.
>
> Режимы спуска КА Союз ТМ и работы СУС - автоматический, ручной управляемый и балиистический(АУС,РУС,БС). Управление производится небольшими поворотами по крену малыми управляющими воздействими.
> Командир Союза уже на земле утверждал,что в момент включения прошла команда КОС. Это означает, что корабль пошел на БС (произошел на жаргоне"срыв на БС"). Но в словах зама ген.конструктора прозвучала явная претзия к экипажу, который не сообщил вплоть до момента утраты связи одного ключевого момента - о том, что прошла команда КОС. Последующие приключения в первую очередь вызваны именно этим обстоятельством. Утверждаю, что расчетная точка срыва на БС ( в район которой они и угодили)была заранее известна,более того,входила в штатную циклограмму и комплект информации у поисковиков и у экипажа и у ЦУПа.
> Моя версия выводов такая. Космонавты, конкретно командир,должен был об этом сообщить по громкой во время сеансов связи после отработки тормозного импульса. Но в комиссии и т.п.решили разойтись"без претензий".
В моем комментарии было несколько шероховатостей, не затрагивающих сути принципиальной оценки . (Одна существенная ошибка в моем комментарии - Ляхов произвел спуск своего корабля с третьей попытки, но в режиме спуска АУС,а не БС. Приношу свои извинения за эту ошибку).
Вот подтверждение и "критический момент" для всей оценки происшедшего. Это ранние сообщения информационных агенств ДО выводов комиссии. Выделены мной пунты,которые являются критичными для оценки, в заявлениях командира корабля Бударина и Семенова
http://kuasar.narod.ru/news/2003-05/12-05-2003.htm
Космонавты рассказали о сбое при посадке "Союза"
Экипаж шестой долговременной экспедиции МКС отрицает, что сбой в режиме посадки корабля "Союз ТМА-1" произошел по их вине. Об этом, согласно сообщению РИА "Новости", члены экипажа - российский космонавт Николай Бударин, американские астронавты Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит - заявили на брифинге в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, который прошел во вторник в Звездном городке.
При посадке спускаемый аппарат космического корабля "Союз-ТМА-1" на 460 километров отклонился от заданной траектории. По утверждению президента РКК "Энергия" Юрия Семёнова, к отклонению от траектории при посадке спускаемого аппарата с членами шестого постоянного экипажа МКС привела ошибка одного из американских космонавтов. "Когда мы спускались, то американский космонавт - понятно, для него это новый корабль - нажал не ту кнопку", - сообщил он телекомпании "ТВС".
Единственным американцем, который играл активную роль в посадке, был Бауэрсокс. Бауэрсокс отметил, что "кнопка" в управлении корабля существует, но она плотно закрыта. Вдобавок, Бударин внимательно стерёг её, пошутил он.
"Экипаж при спуске корабля не нажимал ни на какие кнопки, тем более ошибочно, как об этом сообщил ряд средств массовой информации", - заявил Бударин.
По словам Бударина, после поступившей из Центра управления полетами команды на включение автоматического режима спуска на корабле неожиданно сработала система "КОС", которая перевела спуск на баллистическую траекторию.
"Из-за нештатной баллистики спуска нам пришлось выдержать очень большие перегрузки. Нас сильно вдавило в кресла, было трудно дышать. Но такая плотная фиксация в креслах помогла нам перенести "жесткую" посадку корабля", - рассказывает Бударин.
"Бударин самостоятельно открыл люк капсулы корабля, в которой мы спускались, выполз из капсулы, вытащил нас и мы полтора часа ползали и лежали на земле", - сообщил Бауэрсокс.
Бударин тем временем пытался связаться с поисковой группой, организовывал радиосвязь. При приземлении произошел обрыв нескольких строп парашюта, в которые была вплетена антенна радиопередатчика корабля и связь оборвалась. Космонавты пытались использовать радиостанцию США, которая была в капсуле корабля, но она оказалась маломощной.
Командир экспедиции Бауэрсокс отметил, что будущим космическим пилотам все же надо учитывать, что космос оказывает на людей сильное влияние, и у них могут быть ошибки. "Мы будем ждать анализ комиссии", - сказал он. "Категоричности в оценке действий экипажа, которая появилась в СМИ, не должно быть. Все покажет проверка телеметрии", - подчеркнул он.
Космонавты оправдываются
Находящимся на карантине в Звездном городке членам экипажа шестой основной экспедиции на Международную космическую станцию пришлось во время встречи с журналистами оправдываться за "необычную" посадку корабля "Союз" в минувшее воскресенье. Представлявший в экипаже Россию Николай Бударин поспешил опровергнуть версию о причастности космонавтов к тому, что корабль спускался по баллистической траектории и потому оказался в 500 километрах от расчетного места приземления.
"Экипаж не давал команд, которые могли бы привести к баллистическому спуску аппарата", - заявил он. Это подтвердил и командир экспедиции Кеннет Бауэрсокс, который даже получившуюся отнюдь не мягкой посадку назвал "удобной". Кроме того, американцы не поскупились на комплименты в адрес российского Центра подготовки космонавтов, отметив, что полученные перед полетом навыки им пригодились во время приземления и затянувшегося ожидания поисковых групп.
Тем не менее слова космонавтов нельзя считать исчерпывающим объяснением обстоятельств случившегося. Несмотря на то что глава Росавиакосмоса Юрий Коптев сразу после приземления "Союза" пояснил, что баллистический вариант спуска наряду с автоматическим снижением и ручным управлением является штатным вариантом посадки корабля , уже создана экспертная комиссия, которой предстоит ответить, почему космонавтам пришлось пережить стрессовую ситуацию.
До публикации официальных выводов комиссии все версии в Росавиакосмосе считают несостоятельными и спекулятивными. Комиссия же, по словам генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрия Семенова, намерена изучить все версии, в том числе и о случайном нажатии не той кнопки. Итоги этого расследования, считает г-н Семенов, могут быть опубликованы к июню.
Экипаж "Союза" не нажимал на "не те кнопки"
По словам одного из ведущих специалистов РКК "Энергия", который попросил не называть его имени, предварительный анализ бортовых самописцев, установленных на борту корабля "Союз ТМА-1", показал, что во время посадки упомянутого корабля 4 мая этого года его экипаж не совершил никаких ошибочных действий, и в не очень мягкой посадке виноват, скорее всего, какой-то технический сбой.
Напомним, что посадка "Союза" произошла по баллистической траектории - самой крутой из трех штатных траекторий спуска, из-за чего "Союз" приземлился в 500 км от заданной точки, а экипаж испытал повышенные перегрузки. Ранее только два корабля "Союз" приземлялись по баллистической траектории. Было это довольно давно - в апреле 1979 и в мае 1980 года.
...
=======