От Rated~X Ответить на сообщение
К Deli2 Ответить по почте
Дата 27.05.2003 18:46:25 Найти в дереве
Рубрики Артиллерия; Версия для печати

Re: стоит анализировать...

Здравствуйте!

>>Однако... Вы через чур резки здесь. Грозный не "тоже считал себя", а именно был весьма талантливым и образованным человеком своего времени. И об этом совершенно недвусмысленно говорят созданные им каноны и молитвы. Хотя под образованностью Вы, видимо, понимаете образование западного типа...
>
>Судя по переписке, общался царь с людьми "западного типа", то, что в письмах цитировал церковную литературу могло бы произвести впечатление на схоластов 13-14, может даже 15 века.

А кого он должен был цитировать - Гермеса Трисмегиста, Роджера Бекона? Вы кажется плохо понимаете ситуацию. Русский царь не собирался производить впечатление на своих корреспондентов, он выражал свою волю. Право это даровано ему Богом, на священное Писание он и опирается. Писание же основа знаний того века. Кроме того, Грозный прекрасно ориентировался в том, что сейчас зовут "обществоведением и правом".

>Вот именно, надо учитывать исторический контекст. Вот что вещает царь об торговом сотрудничестве с Британией:

Ну так учтем. Русь тогда боролась с целой группой европейских держав и от Англии требовалась поддержка. Грозный пишет, например, что печати на английских грамотах все время разные - с такими людьми ему, мол, трудно дело иметь. Какая торговля?! При Грозном право беспошлинной торговли у англичан одно время было, ничего хорошего не вышло. А что им еще бонусы нужны были, так это их (англичан) проблемы. Это к Вашему отрывку.

>Возможно надо читать больше, чем написанно в "Посланиях Ивана Грозного" под.ред.Лихачёва и Лурье или "Посланиях ИГ Курбскому", но в письме англиской королеве бросается в глаза, что собеседники попали в тупик взаимонепонимания. Дела, которые важны для Англии, абсолютно не волнуют царя Московии. Торговля для него нецарское "мужицкое дело", он открыто выражает своё возмущение предложением Елизаветы обсуждать эту тему. Как должны были выглядеть такой политик и такая дипломатия европейцам "западного типа", ведь уж 16 век на дворе...

В отношениях с Англией были проблемы поважней, см. выше. Англичане это прекрасно понимали. И Грозного они тоже поняли.

>>>Во многих его письмах широко расписанна идея божественного происхождения царя. Цитаты из разных церковных книг, призванные возвысить самодержавие Ивана, были бы вполне уместны в Европе в веке 14-15, но для 16 века такие аргументы выглядели заносчивым пустословием.
>>Однако это не пустословие на Руси XVI века. И это показывает, что Иван был цельным человеком и не пользовался одними концепциями для внутреннего, а другими для внешнего употребления.
>
>В таком случае образованным человеком Ивана назвать можно с большими оговорками, так же как и безграмотного шамана из племени тумба-юмба, который знает много местных заклинаний.

И снова, Вы утрируите ситуацию. Вот свидетельство современника-иностранца

"Все и вельможи, и чиновники, и светские, и духовные уверены и торжественно признают, что воля Государева есть воля Божия и что бы Государь ни делал, все делает по воле Божьей. Посему и Царь, когда просят его о чем-нибудь, дает обыкновенно ответ такой: Если будет угодно Богу или Если велит Бог, то я сделаю это. Почему, если спросить у кого-либо о чем-нибудь неизвестном или сомнительном, то он обыкновенно отвечает: Знает про то Бог и Великий Государь или Так угодно Богу и Великому Государю. На пирах, сидя один перед другим, прежде всего пьют за здоровье Великого Князя, называя его по имени, вычисляя названия всех земель Его и желая ему всякого блага и счастия. То же желают ему перед обедом и после обеда.

Примечание: Гаваньини, родом из Вероны, писал довольно беспристрастно о России, что тем замечательнее, что бывши начальником пехоты в Витебске, он находился в Польской службе."


Взято из журнала Отечественные Записки, отсюда

http://www.strana-oz.ru/numbers/2002_08/2002_08_53.html

По Вашему выходит, что весь народ - племя мумба-юмба. Это, во всяком случае, оскорбительно.

>> Хотя согласен - Грозный был на редкость многословным.
>
>Читать его видимо было утомительно не только потомкам. Лурье что то упоминает о реакции польских послов на ивановские излияния.

Почему же утомительно. Хотя на вкус и цвет..., как говорят, но тот же Лихачев восхищался стилем и даже говорил, что равного в то время ему не было. К тому же, не владеющий словом человек канона церковного необыкновенной красоты не сложит. Мне, короче, нравится. Места из посланий шведскому королю или Баторию по едкости своей восхитительны.

Наконец, вернемся к исходному постингу Сибериана

https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/551024.htm

так вот, из работ Скрынникова вытекает, что казнено при Грозном было около 5 тысяч человек, это на два-три порядка меньше, чем в просвещенной Европе. Такова восточная деспотия. Скрынникова в симпатии к Ивану IV заподозрить сложно, хотя он его всю жизнь изучал. Книга "Царство террора" его перу принадлежит.

Удач