Часть 1
День во Ржеве
(оригинальный текст формат *.pdf 238kb)
"Имеем ли мы право возложить цветы и на ваши могилы?" - ничто не может лучше охарактиризовать нормализацию немецко-русских отношений в понимании людей и символизировать их улучшение, чем этот вопрос пары молодоженов в день освящения русского и немецкого кладбищ во Ржеве 28 сентября.
Мероприятие, в котором принимали участие почти 2000 немецких и русских гостей, как раз подходило к концу, когда подъехали машины с молодоженами. По сложившейся в России традиции многие молодые пары в день своей свадьбы возлагают цветы на памятные места и могилы погибших советских солдат. Если раньше русские молодожены возлагали цветы на русском кладбище, на котором в настоящее время покоятся 1103 погибших, или у обелиска на берегу реки, то теперь у них есть для этого новое место. Татьяна и Марат посетили не только русские могилы. Они попросили немецкую делегацию во главе с президентом Фольксбунда Карлом-Вильгельмом Ланге (Karl-Wilhelm Lange) о разрешении возложить цветы также к кресту на немецком кладбище. Потому что, как сказала молодая невеста, "это хорошо, что это кладбище теперь здесь есть". Татьяна и Марат - первые новобрачные, которые обратились с подобным жестом в сторону немецких захоронений. Это тем самым подтвердило ставшеее здесь уже обыденным понятие "общего дома Европы".
С большим волнением и радостью ожидался день открытия кладбища во Ржеве. Начиная с 1993 года немецкие участники войны совместо с "кураториумом Ржев" под председательством Эрнста Мартина Райна (Ernst-Martin Rhein) совместно с русскими участниками войны готовились к этому событию. Город Ржев во время второй мировой войны пострадал как вряд ли какой другой русский город. 57000 жителей насчитывало население города до войны, и только 270 жителей оставалось здесь в 1944 году, - сообщил мэр города Александр Харченко делегации "Народного союза" из города-побратима Ржева Гютерсло (Gutersloh).
Из отдаленности и скепсиса с годами выросла дружба между бывшими противниками. Этому способствовали 7 молодежных лагерей, которые были организованы молодыми людьми из России и Германии, почти все - под руководством неутомимого Рольфа Фуртванглера (Rolf Furtwangler) и его жены Эрики из города Гютерсло. Мэр Харченко вместе со своим замесителем Галиной Мешковой и руководителем отдела образования Ириной Кондратьевой и другими жителями Ржева явились той движущей силой, без которой "проект Ржев" не был бы реализован.