От А.Никольский Ответить на сообщение
К Василий Фофанов Ответить по почте
Дата 21.02.2003 17:54:00 Найти в дереве
Рубрики Спецслужбы; Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

а если там все сгорит?

Придется их кормить, может даже несколько лет, пока не потушат. Да и инфраструктура нефтяная там прохудилась, тоже не сразу на полную катушку все удастся запустить, даже если ничего не сгорит.
Вот, кстати, статья про экономические последствия для США этой войны, правда не про восстановление Ирака, а о будущем бакса и США:


ДОЛЛАР: Азия платит за все

Мартин Вульф

21 февраля 2003
         США - крупнейшая мировая держава и вместе с тем крупнейший в мире должник. Денег хватает и на войну, и на хлеб. Дефицит счета текущих операций США почти на 50% превышает объем их оборонных расходов. Вопрос: должна ли такая ситуация беспокоить американских стратегов? Ответ: должна. Несмотря на значительное и устойчивое падение доллара и снижение способности США иметь огромный внешний дефицит, они смогут по-прежнему играть роль сверхдержавы. Однако это удовольствие станет заметно дороже.
        Если так пойдет дальше, то чистые обязательства США могут вырасти с чуть более 20% ВВП в конце 2001 г. до более чем 75% ВВП к 2010 г. Дефицит счета текущих операций вполне может увеличиться с 5% ВВП до 9%. Однако, если эта тенденция изменится, выбор между войной и хлебом сразу станет более болезненным.
        Взять хотя бы затраты на предлагаемую войну с Ираком. По оценке Уильяма Нордхауса из Йельского университета, прямые затраты на войну составят от $50 млрд до $140 млрд. К этой цифре он прибавляет возможные расходы на оккупацию и осуществление миротворческих миссий (от $75 млрд до $500 млрд) , на восстановление и создание государства (от $30 млрд до $105 млрд) и на оказание гуманитарной помощи (от $1 млрд до $10 млрд). Таким образом, общие затраты на войну составят от $156 млрд до $755 млрд в течение десяти лет.
        В войне 1991 г. расходы несли другие. В сущности, остальные страны просто наняли США в качестве наемника. На сей раз такая ситуация представляется куда менее вероятной. Если США начнут войну без второй резолюции ООН, финансовое бремя целиком ляжет на плечи американского налогоплательщика. Сочетание сильно ослабленного доллара с сокращением дефицита счета текущих операций сделает эти затраты еще более болезненными, провоцируя рост цен в долларовом выражении на зарубежных рынках и сокращение расходов на внутреннем рынке США.
        Произойдет ли это, зависит от того, насколько активы США сохранят свою привлекательность в глазах зарубежных инвесторов. Это, в свою очередь, сильно зависит от стран азиатского региона. Именно в Азии, а не в США проводится политика "сильного доллара", потому что именно азиаты вместе с другими зарубежными инвесторами могут и стремятся предотвратить снижение курса доллара к курсам их национальных валют. Хоть и не напрямую, остальной мир все еще оплачивает использование американской мощи.
        По информации, собранной Consensus Forecasts, в 2002 г. отрицательное сальдо счета текущих операций США составило $498 млрд. В то же время в странах Азиатско-Тихоокеанского региона сальдо счета текущих операций было положительным и составило $204 млрд, главным образом за счет Японии ($113 млрд) , Тайваня и континентального Китая (по $21 млрд) , Сингапура ($20 млрд) и Гонконга ($17 млрд). В Западной Европе положительное сальдо счета текущих операций составило $115 млрд, из них на долю зоны евро пришлось $45 млрд, а на долю Восточной Европы - $8 млрд. В Латинской Америке небольшой дефицит счета текущих операций - $15 млрд, а в остальных странах, по которым собирали информацию для Consensus Forecasts, сальдо счета текущих операций положительное - $1 млрд.
        Картина со счетами текущих операций подкрепляется ситуацией с официальными валютными резервами. В конце III квартала прошлого года общий размер валютных резервов за пределами США составил $2,294 трлн, 73% из которых хранилось в долларах.
        На долю государств азиатского региона приходилось 58% этих резервов. На долю одной только Японии пришлось 19,3% общего объема зарубежных резервов, а на долю континентального Китая - еще 11,3%.
        Цифры ошеломляют. Японский валютный резерв составил $443,1 млрд, в континентальном Китае - $258,6 млрд, а в целом по Китаю - $526,8 млрд. Удельный вес азиатских стран в структуре роста резервов еще выше. За период с конца 1997 г. по III квартал прошлого года объемы валютных резервов в Японии увеличились на $194 млрд, а в остальных азиатских странах - на $304 млрд. В целом практически весь рост объемов валютных резервов за пределами США за этот период произошел за счет азиатских стран.
        Стремительный рост валютных резервов за пределами США объясняется действием двух факторов. Один из них - положительное сальдо счета текущих операций. Второй - "переработка" внутренних инвестиций. Цель - сохранить конкурентоспособность своего экспорта. Австралийский экономист-международник Макс Корден назвал это явление "протекционизмом с использованием обменного курса". Страны азиатского региона поставляют свои товары в обмен на обесцениваемые долговые расписки, деноминированные в валюте страны-должника. Эти отношения - симбиоз, но симбиоз внутренне нестабильный. Кроме того, существуют и два других мотива. В случае с Японией, например, это стремление свести к минимуму дефляционное давление. В случае с азиатскими странами, пострадавшими от кризиса, работало стремление уменьшить уязвимость от внешних факторов. Например, Южная Корея в период с конца 1997 г. по III квартал 2002 г. аккумулировала валютных резервов на сумму $87 млрд.
        Эти государственные "закупки" очень важны. За первые три квартала 2002 г. частные зарубежные инвестиции в активы США составили в годовом выражении $536 млрд, снизившись с 2000 г. на $442 млрд. Объемы частного капитала, вывезенного из США, тоже сократились - на $431 млрд. Поскольку дефицит счета текущих операций вырос с $410 млрд в 2000 г. почти до $500 млрд в 2002 г. , изменение ситуации было обусловлено за счет государственных приобретений долговых обязательств США. Если в 2000 г. они составляли всего $38 млрд, то за первые три квартала 2002 г. в годовом исчислении их объем был уже $86 млрд. Без протекционизма обменных курсов в остальных странах доллар подешевел бы гораздо сильнее, чем сейчас.
        Может ли такая ситуация сохраниться? Да, при условии, что остальной мир обнаружит безграничное стремление скупать американские активы по валютному курсу, близкому к нынешнему. Однако это, по всей вероятности, подразумевает дальнейший рост государственных "закупок" долговых обязательств США. Этим могут заняться главным образом страны азиатского региона. В опубликованной недавно статье американский экономист-международник Дэвид Хейл утверждает, что в Японии размеры валютных резервов к 2010 г. достигнут $1 трлн. Если в Азии будут продолжать покупать доллары, значительная часть тяжести по выравниванию ситуации так или иначе ляжет на зону евро.
        В военных делах США могут принимать односторонние решения, но мир экономики по сути своей многополярен. Тем, кто управляет единственной в мире сверхдержавой, неплохо было бы не забывать этот чувствительный момент. (FT, 18. 02. 2003).
С уважением, А.Никольский