В начале 2001 года я был в Ираке и мне показалось, что и народ, и армия соврешенно равнодушны или даже враждебны к Саддаму. Люди в разговорах постоянно возвращались к одному - как хорошо было до эмбарго, чувствуется, что они очень устали от нищеты, по крайней мере те, кто помнит о золотых семидесятых и даже восьмидесятых. Не знаю как к американцам, а к европейцам отношение вполне дружелюбное. Гражданские чиновники производили впечатление очень запуганных и скованных, ни на один впрос не отвечают, все время интересуются, спрашивал ли ты уже об этом в Министерстве информации. Военные, как мне показалось, пребывают в шоке от 91 года и испытывают перед американцами глубочайший комплекс неполноценности. Заметно, что гораздо охотнее обсуждают ракеты и химоружие, чем РЭБ или новые средства ПВО. Рядовые производили впечатление чуть ли не умственно отсталых, ну или очень-очень-очень деревенских ребят.
Для городской герильи у Саддама, как мне кажется, нет достаточной социальной опоры, он держится своими гвардейцами из тикритского клана, но опричники против врага внешнего редко бывают хороши. Шиитский Юг от него отвалится по первому свистку, в Багдаде тоже есть шиитские кварталы. Военные ментально остались на уровне верденоподобных мясорубок войны с Ираном. Госаппарат мечтает о более спокойной и сытой жизни.
Все это абсолютно непрофессиональные и нерепрезентативные наблюдения неарабиста и невоенного, так что, может быть, вздор, но вот решил поделиться.