От Чалдон Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.01.2003 11:04:52 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Премьера 3-серийного фильма "Сталинград" на ТВС

Салют из всех видов!

Свидетельство из котла

На телеэкраны выйдет немецкий фильм о Сталинградской битве

Петр Поспелов, Ведомости, 28.01.03

С 30 января по 1 февраля на канале ТВС пройдет премьера трехсерийного фильма "Сталинград", снятого немецкими теледокументалистами. Фильм сделан к 60-летию Сталинградской битвы и выдержан в духе актуальной идеологии исторического взаимопонимания.

Хотя Сталинградская битва не раз становилась темой документальных киноработ, немецкий сериал, авторами которого выступили 30-летние продюсер Леопольд Хеш и режиссер Себастьян Денхардт, обещает и новый взгляд на вещи, и новые факты, и новые образы. Бюджет сериала по меркам документального кино весьма высок - более 1 млн евро. Столь больших затрат потребовали современные технологии - в фильме применена трехмерная компьютерная анимация, средствами которой на экране создан виртуальный Сталинград. Кроме того, солидная работа была проведена над реставрацией архивов и приданием им современной поэтики документального кино: черно-белые кадры превращены в цветные. И, разумеется, немало стоили съемки: в фильм вошло около 100 интервью, взятых у очевидцев повсюду, где их удалось разыскать, - от Европы до Воркуты.

Фильм охватывает события от 1942 г. до 1956-го, когда последние немецкие военнопленные вернулись домой. Некоторые из них живы и по сей день, как живы и русские солдаты. Главное в фильме - свидетельства очевидцев с обеих сторон, многие из которых, пережив страшный опыт, долгие годы предпочитали молчать. Живые слова участников событий дополняют материалы архивов. Авторам удалось воспользоваться недавно открытыми фактами: в фильме говорится, например, о том, что 10 000 немецких солдат долгое время продолжали сражаться в Сталинграде уже после капитуляции. Богатый материал дала полевая почта: в распоряжение авторов попали перехваченные письма немцев из русских архивов. Со страниц писем звучат горькие и подчас трогательные слова обреченных, адресованные их семьям, но так и не дошедшие до них. Обнаружились и любительские кинокадры, снятые в окружении, и они оказались ценнее пропагандистских съемок немецких фронтовых операторов, на которых солдаты, уже загнанные в котел, демонстрируют победные улыбки.

Фильм трактует битву как переломное событие Второй мировой войны. Если битва под Москвой привела к тактической победе, под Курском - к стратегической, то Сталинград означал психологическую победу над Третьим рейхом. Авторы указывают на то, что для Гитлера идеологическое значение битвы было много важнее военного: ведь даже победив, немцы не смогли бы надолго удержать Сталинград. Сегодняшнее поколение немцев спрашивает: почему прозрение наступило так поздно? Воплощением противоречий является фигура фельдмаршала Паулюса. Он и не герой, и не предатель. То, что Паулюс в конце концов сдался Красной армии, немцы вовсе не считают унижением. Вопрос звучит иначе: почему он сделал это так поздно, почему столь долго выполнял преступный приказ Гитлера держаться любой ценой? В итоге из 100 000 немцев, сдавшихся в плен, половина умерла почти сразу же, лишившись сил, а на родину вернулось всего 6000.

Ракурс, предложенный немецкими документалистами, может вызвать неприятие части аудитории, привыкшей отмечать в январе не годовщину битвы, а именно годовщину победы. В фильме победа русских не подвергается ни сомнению, ни тем более дискредитации. Но русской аудитории, которая увидит "Сталинград" одновременно с немецкой, предлагается посмотреть на историю битвы, унесшей полтора миллиона жизней, в ином аспекте - как на трагедию обоих народов и тем самым сделать очередной шаг на трудном пути исторического примирения.


Чалдон