От Александр Жмодиков Ответить на сообщение
К zero1975 Ответить по почте
Дата 05.07.2022 18:33:40 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Версия для печати

Re: Поясните, пожалуйста

>Приходилось слышать, что при атаке "в штыки" собственно рукопашный бой - очень редкое событие. Мол, при решительном сближении у солдат одной из сторон обычно сдавали нервы (или верно оценивали свои шансы) и они спасалась бегством. При этом победитель ни строя, ни управления не терял. Это не так?

Это зависело от того, бросался ли победитель преследовать. Если не бросался, то порядок и управление не терялись, но невозможно было использовать все выгоды от победы: гнать бегущего противника, колоть или брать в плен тех, кого удалось догнать, привести противника в полный беспорядок и прогнать подальше. В результате пехота противника, если она была не совсем плохая, мог отступить и снова повернуться лицом к победителю. Однако если победитель бросался преследовать, его войска сами быстро теряли порядок, а офицеры и унтер-офицеры теряли управление солдатами. Поэтому существовали очень разные взгляды на то, что делать после успешной атаки. Осторожные генералы и старшие офицеры, которые не были уверены в том, что их солдаты, выйдя из-под контроля, не разбредутся по полю так, что их потом будет не собрать, старались удержать своих солдат от преследования убегающего противника, а вместо этого остановить своих и приказать им стрелять вслед бегущему противнику, который не мог отвечать огнём. Но в результате пехота противника, если она была не совсем плохая, могла отступить и снова повернуться лицом к победителю.
Именно это имел в виду Суворов, когда говорил:
"Когда неприятель бежит, то его провожают ружейным огнем. Он не стреляет, не прикладывается, не заряжает. Много неудобств спасаться бегством."

Сам Суворов был сторонником энергичного преследования:
"Когда же за ним [неприятелем] штыки, то он ещё реже стреляет; а потому не останавливаться, а ускорять его бегство штыками."

Суворов не очень боялся потери порядка в своих войсках: русские солдаты были известны тем, что они не разбредались по полю, а при команде "стой" собирались вокруг офицеров и знамён и строились.
Хотя бывали случаи, когда русские солдаты увлекались преследованием, и их трудно было остановить, и это иногда кончалось печально.