От Д.И.У. Ответить на сообщение
К jazzist
Дата 10.04.2021 18:32:38 Найти в дереве
Рубрики Спецслужбы; Локальные конфликты; Искусство и творчество; Версия для печати

Re: Десант в...

>>Если предположить, что Ангола это инициатива Кубы, то...
>
>это установленный факт, а не предположение

Это не "установленный факт", а домыслы. Опека СССР над МПЛА началась еще в 1958 г., до победы революции на Кубе. Кубу подключили позднее, и именно "подключили", а не сама каким-то чудом занялась непосильными для себя в 1960-е делами на другом континенте. Боевиков учили на территории СССР все 60-е гг.
И когда в Португалии произошла революция в 1974 г., делегация "Генштаба" от имени МПЛА перенимала власть в Луанде от португальского командования напрямую, без кубинского участия. И кубинские войска были именно приглашены ГРУ/МПЛА, а не сами появились в 1975 г.
То есть основное слово в ангольских делах с самого начала и до конца принадлежало СССР, кубинцы могли разве что советовать с совещательным голосом.

>>кубинцы несли основные потери и организационные затраты.
>
>потери несли, а затраты старались переложить на СССР...

Неприятно видеть такой несправедливый абсурд.
СССР с самого начала и до конца нёс основные расходы, это исходная постановка вопроса. И на этапе нац.-освободительной борьбы, и при переброске кубинских войск на советских транспортах в 1975 г., и при последующем их содержании.
По умолчанию понималось и принималось, что для Кубы подобные расходы непосильны, и что кубинцы действуют по советскому приглашению, за советский счёт и под общим советским контролем. Де-факто - как своего рода "идеологические наёмники".
Обе стороны устраивало - для СССР дёшево и сердито, для Кубы способ канализовать избыточную революционную энергию (заодно и потенциальная безработица рассасывалась благородным образом).
Особенно вначале, когда в СССР даже переводчики с португальского были наперечёт, и тропическая медицина в зачатках. "ВДВ" для Анголы 1975 г. были совсем не приспособлены, да и позже тоже. Не говоря уже о том, что их ввод в Анголу провоцировал бы Запад (и так раздраженный потерей) на организацию полноценной "второй афганской войны".

Ангола для СССР была внезапно свалившимся "чемоданом без ручки". Нац.-освобод. движение поддерживали задёшево частью из высоких идеологических соображений, частью чтобы подложить кнопку под зад НАТО, но революцию в Португалии трудно было предвидеть с точностью. В 1974/5 гг. ГРУ виртуозно подхватило этот выпавший чемодан под названием "португальская колониальная империя", но скоро стало ясно, что воспользоваться им трудно в обозримой перспективе.

Помнится, тогда Анголу считали потенциально второй по богатству в черной Африке после ЮАР - уже тогда (при далеко не полной геологоразведке) имелась большая добыча железной руды, алмазов, нефти в Кабинде (американскими компаниями, которых пришлось оставить на месте, поскольку альтернативой было прекращение нефтедобычи вообще), кофейные плантации - однако ничего этого для СССР/СЭВ не требовалось, а продать на Западе было затруднительно ввиду противостояния систем.

И начался саботаж УНИТА, поддерживаемой ЮАР. Это тоже не простой вопрос - с чего УНИТА имела столь массовую и длительную поддержку, несмотря на все дискредитирующие факторы.

Дело в том, что МПЛА - партия португалоязычных мулатов, из столицы Луанды главным образом. СССР (то есть ГРУ) не случайно сделал ставку именно на них, как на достаточно развитых для восприятия зачатков марксизма-ленинизма (и просто говорящих на сколько-то понятном языке), но чувствующих себя ущемлёнными собственно португальцами.
Это во многом определило начальный успех, взятие власти в Луанде и оттеснение соперничающих ФНЛА и УНИТА. Кроме того, МПЛА было легко найти общий язык с кубинцами.

Но затем выскочил подводный камень - глубинные племена, особенно на юге, у которых тоже проснулись зачатки национального самосознания, этих мулатов хотели еще меньше, чем португальцев - старых, привычных господ с более очевидными достоинствами. А социалистические прогрессорство и пропаганда действовали на эти полулюдоедские народности медленно и слабо. Отсюда столь упорное "басмачество", подавленное только в 1990-е, когда от УНИТА отвернулись и ЮАР, и США (а МПЛА, сидящая в Луанде по сей день, обзавелась южноафриканскими пилотами-наёмниками вместо кубинских).