От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Locke
Дата 19.06.2020 22:50:19 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Re: немного слышал...

>>Писали вроде в Джейнсе, что он в Таиланде китайские Су-27 якобы побил в учебном бою издалека, но это думаю несложно сделать с истребителем с радаром разработки 70-х гг. Но на индийском тендере якобы болтался где-то внизу, будто местами хуже МиГ-29 ("МиГ-35") по некоторым ЛТХ. Алжирцам якобы конкретно не понравился (как и китайско-пакистанское поделие) по своим ударным возможностям.
>
>Тут имеет смысл, ИМХО, сравнивать с F-16 Block 50/52, это примерно одинаковые машинки с примерно одинаковыми движками и ЛТХ. Где-то читал, что шведы в общем-то в виде "грипена" и сделали как бы "свой F-16" именно с оглядкой на успехи "вайпера" в экспорте, ибо отход от концепции весьма для них самих удачного "виггена" - налицо,

На "Грипене" один лицензионный двигатель от "среднего" Ф-18, на Ф-16 - один от "тяжелого" Ф-15.
Иными словами, двигатель F-16 Block 50/52 в полтора раза мощнее "Грипена", и всё остальное примерно в такой же пропорции.
Поэтому каждая дополнительная бомба для "Грипена" в полтора раза тягостнее, чем для Ф-16 или "Миража 2000", и в два раза - чем для Ф-18 или МиГ-29.
Отсюда "неудовлетворительные ударные возможности" "Грипена" - он слишком лёгкий (боевой вес 9 т), чтобы возить много и далеко.

Его ближайшим аналогом в западном мире был бы Ф-20 "Тайгершарк" (тоже с одним двигателем Ф404 от Ф-18), если бы реализовался.
А в незападном мире ближайшие по массе/двигателю аналоги - китайско-пакистанский FC-1/JF-17 и недоделанный индийский "Теджас".
Но на деле это никакие не аналоги, поскольку ориентированы на разные рынки: "Грипен" качественный для проамериканских покупателей, JF-17 - дешевка для околосанкционных клиентов. "Грипен" вдвое дороже, но у него и срок службы планера вдвое больше (6000 против 3000 ч), и все остальное тоже лучше.

>и как бы главное в "грипене" - это возможность продаваться в ВВС "2/3 миров".

Это не так. "Проамериканский" и "китайский" рынки пересекаются только ограниченно. Венгрия и Чехия, и даже ЮАР и Бразилия определенно не будут приобретать китайские истребители. А Пакистан, Мьянма, Нигерия вряд ли выбрали бы "Грипен", даже если шведы + США вдруг согласились бы продать.

>Но для конкуренции с юзанными F-16 после модернизации в тактическом ключе он должен иметь как минимум БРЭО тех же возможностей и ту же номенклатуру оружия, тогда можно играться баблом. Так вот - имеет ли?

Однодвигательные самолеты чем старше, тем дороже в эксплуатации и чаще бьются. А "Грипен" в принципе потребляет в полтора раза меньше топлива, чем Ф-16. Поэтому многие предпочитают новый "Грипен" секонд-хэнду Ф-16, даже если Ф-16 мощнее и может нести более крупную антенну под радар.

Главное достоинство "Грипена" - что это самый легкий (и потому дешевый в эксплуатации) западный истребитель. Поэтому его выбирают те прозападные страны, которые не имеют больших амбиций и хотят сэкономить, но при этом не желают и китайского. Это самолет для "культурной воздушной полиции".
Кроме лёгкости, он весь состоит из подсистем высокого качества - лучших производителей США, Англии, Германии. Есть и шведское, тоже высокого качества - РЛС, в частности (между прочим, "Эриксон" года три как освоил АФАР-технологии и с успехом ими торгует, особенно хорошо идут РЛС "Жираф" нового поколения для ПВО). Всё долговечное, надежное, с длинным межремонтным циклом.
Чуть ли не единственная "изюминка" "Грипена" - развитая система самодиагностики и вообще облегченное техобслуживание.
И он также может действовать с коротких ВПП.

В остальном же, по всеобщему мнению, это совершенно заурядный самолет. В нем нет стелсовидных черт (которые есть, например, в "Рафале" и "Тайфуне"), кроме объективно малых размеров, и отражает он примерно как МиГ-21. Нет и выдающейся маневренности, что усугубляется при любом перевесе. И БРЭО качественное, но стандартное, причем, как уже сказано, малый нос не позволяет ставить большую антенну и иметь большую дальность обнаружения.

В заключение, если "Грипен-НГ"вдруг не найдет действительно большого и богатого заказчика (шансов на это всё меньше), похоже, он станет последним сколько-то самостоятельным шведским истребителем.
Будущее шведского авиастроения еще неясно, но на сегодня наибольшие шансы, что Швеция присоединится в качестве младшего партнера к англо-итальянскому проекту "Темпест". Это довольно сомнительно выглядящие планы создать полноценный аналог Ф-22 или Су-57 к 2035 г. То есть технически это реально, но финансово - сомнительно, и поздновато взялись за "пятое поколение", когда уже 6-е беспилотное на горизонте (как полагают немцы и испанцы, перебежавшие к французам).