От gull Ответить на сообщение
К Пауль Ответить по почте
Дата 16.10.2019 00:06:03 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: О стратегических...

Добрый день,

Реальное снижение производства нефтепродуктов в результате немецкого наступления на юге многократно превосходило любой возможный ущерб от бомбардировок. Вот, к примеру, оценка из отчета о работе нефтяной промышленности за 1942 год:

Поскольку максимальный уровень производства был достигнут в июне-июле прошлого года в результате благоприятных условий по вывозу продукции из Баку (развертывание навигации), восстановления мощностей Грозненских и Краснодарского заводов - недовыработка продукции, вследствие прекращения действия этих факторов во II-м полугодии 1942 года составляет:

По авиабензинам:
              Б-78  -   87 т. тн.
              Б-70  -   75 т. тн.
По автобензину      -  589 т. тн.
По легроину         -  198 т. тн.
По керосину         - 1460 т. тн.
в т.ч. тракторному  - 1229 т. тн.
По дизельтопливу    -  170 т. тн.
По моторн. топливу  -  396 т. тн.
По флотскому мазуту -  483 т. тн.
По смазочным маслам -  474 т. тн.
По авиамаслам       -    9 т. тн.
По толуолу          -    3,8 т. тн


Обращаясь к моментам, обусловившим невыполнение плана по отдельным нефтепродуктам - имеем следующее:

Авиабензин Б-78

Недовыработка против плана 1942 года составляет 260,5 т.т. и складывается в основном за счет неосуществления процесса термокаталитического риформинга, прекращения работы Грозненских и Краснодарского заводов и невыполнения плана добычи и переработки нефти в Баку.

Авиабензин Б-70

Недовыработка против плана составляет 210 т.т. и происходит, в основном, вследствие демонтажа Батумского и Грозненских заводов во второй половине 1942 года.

Автобензин

Против плана 2247,7 т.т. выработано в 1942 г. 1626,6 т.т. Недовыработка составляет 621,1 т.т., в том числе по Грозненским заводам из-за демонтажа 342,1 т.т., по Саратовскому заводу из-за отсутствия сырья 125,1 т.т, по Краснодарскому заводу, вследствие прекращения работы 82,1 т.т., по Батумскому заводу, вследствие демонтажа крекинг-установок 25,8 т.т., по Московскому Крекинг-заводу из-за отсутствия сырья 25,9 т.т.

Лигроин, керосин, дизельное топливо, моторное топливо, флотский мазут, смазочные масла.

Выработка всех этих продуктов в 1942 году целиком зависела от вывоза из Баку и работы Грозненских, Краснодарского и Батумского заводов.
Недовыработка этих продуктов в 1942 году, вследствие прекращения работы во второй половине года Грозненских, Краснодарского и частичного демонтажа Батумского заводов составляет по лигроину 23 000 т., по керосину 665 000 т., по дизельному топливу 15 000 т. и моторному топливу 140 000 т.
Недовыработка всех этих продуктов по Бакинским заводам, вследствие невывоза, составляет по лигроину 140 000 т., по керосину 920 000 т., по дизельному топливу 145 000 т., по моторному топливу 285 000 т., флотскому мазуту 445 000 т., смазочным маслам 480 000 т."


Для сравнения, общее снижение объема нефтепереработки в Плоешти, в результате бомбардировок союзной авиацией в период с 5 апреля по 19 августа 1944 оценивается в 1770 тысяч тонн сырой нефти. В том числе 1139 тыс. тонн непосредственно за период бомбардировок и 640 тыс. тонн за время восстановления производства после прекращения бомбардировок. Для того, чтобы добиться этого результата союзной авиации пришлось сбросить порядка 10 000 тонн бомб непосредственно на нефтеперерабатывающие заводы, плюс еще несколько тысяч тонн бомб на объекты транспорта в Румынии. Очевидно, что обеспечить подобный масштаб бомбардировок Баку во второй половине 1942-го Люфтваффе было не способно. Кроме того, удары союзной авиации по Плоешти были дневными - то есть гораздо более точными, чем предполагаемые ночные налеты Люфтваффе.

С уважением,

gull