От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.06.2019 16:54:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; Искусство и творчество; Версия для печати

«Красная звезда» про «Освобождение»

СРАЖАЮЩИЙСЯ НАРОД

На экране — первые два фильма из цикла «Освобождение»

«Освобождение» — так назван цикл военно-художественных кинокартин, создаваемых на студии «Мосфильм» при участии киноработников многих социалистических стран. Писатели Ю. Бондарев и О. Курганов в содружестве с режиссером Ю. Озеровым поставили перед собой нелегкую задачу — на материале победных операций 1943—1945 годов раскрыть величие подвига советских воинов, под водительством Коммунистической партии сокрушивших в упорных боях гитлеровскую военную машину и освободивших от фашистского ига не только оккупированные районы нашей Родины, но и многие страны Европы, а также показать силу советского военного искусства.
_____________
«Огненная дуга» и «Прорыв» — цветные широкоформатные фильмы. Авторы сценария Ю. Бондарев, О. Курганов, Ю. Озеров. Режиссер-постановщик Ю. Озеров. Оператор-постановщик И. Слабневич. Производство киностудии «Мосфильм».


Творческие намерения авторов цветного монументального широкоформатного произведения определяются уже в начальных эпизодах завершенных ныне двух картин этого цикла. В начале первого фильма, названного «Огненная дуга», мы наблюдаем сцену в ставке Гитлера в Вольфшанце. В подземном бункере фельдмаршал Манштейн зачитывает фюреру проект приказа на приведение операции «Цитадель». Нацистское командование намерено окружить и уничтожить советские войска в районе Курского выступа. Следующий эпизод перекосит нас в Кремль, в Ставку Верховного Главнокомандующего. Сталин совещается с Маршалами Жуковым и Василевским и генералом армии Антоновым — анализируются возможные действия фашистских войск, определяется стратегия летней кампании 1943 года. Принято решение готовиться к битве на Курской дуге, обескровить противника в оборонительных боях, а затем перейти в наступление.

И вот мы уже на Курской дуге. Ночь. Паутина колючей проволоки, зловещее затишье на нейтральной полосе. В темноте молча ползут какие-то люди, вскакивают, устремляются вперед. Советские разведчики захватывают в рукопашной схватке вражеского сапера, делавшего проходы в минных полях. В штабе Центрального фронта этот сапер сообщает командующему генералу армии Рокоссовскому о назначенном часе немецкого наступления. Взвесив полученные разведданные и посоветовавшись с представителем Ставки. Рокоссовский решает провести сильную артиллерийскую контрподготовку. Шквал огня перепахивает траншеи гитлеровских войск, разрушает многие артиллерийские позиции, нарушает систему управления. Потом вновь затишье. Жуков и Рокоссовский томительно ожидают начала вражеского наступления. Ждут наступления и в штабе Воронежского фронта Маршал Василевский и генерал армии Ватутин. Но противник молчит. «Неужели тысячи тонн огненного металла были выпущены нашей артиллерией зря?»

Таково начало ленты «Огненная дуга». Оно не только убеждает зрителя в том, что ему будут показаны события гигантского сражения на Курской дуге, но и проясняет характер и драматургию произведения, в котором судьбы и поведение людей, от рядовых солдат до маршалов, будут рассмотрены в связи с развитием боевых операций. Дальнейшие кадры фильма это подтверждают. В картине, снятой оператором И. Слабневичем, с большим мастерством воспроизведены массированные танковые атаки немецких «тигров», показана удивительная стойкость советских пехотинцев, артиллеристов и танкистов, последовательно (с умелым включением оперативных карт) переданы драматические перипетии невиданной в истории войн битвы, в которой с обеих сторон участвовало более трех миллионов человек, тысячи танков и десятки тысяч орудий всех калибров.

Видим мы в боевых эпизодах и авиацию, хотя ее господство в воздухе. завоеванное к этому времени, и героизм советских летчиков выражены недостаточно.

События второго фильма, озаглавленного «Прорыв», происходят уже на Днепре: советские воины форсируют мощную водную преграду и после упорных боев на многочисленных плацдармах освобождают Киев — древнюю столицу Украины.

Охватывающее обширный театр военных действий, произведение выходит и за эти рамки — в нем воссоздается также внешнеполитический фон времени. Мы видим начало развала гитлеровской коалиции, отстранение итальянского диктатора Муссолини от власти, его арест, а затем и похищение группой гитлеровского агента офицера СС Скорцени. Перед нами предстает и британский премьер Уинстон Черчилль, лелеявший мечту упредить Советскую Армию на Балканах. Этот план Черчилля, как известно, был умело сорван. Сцены на Тегеранской конференции, где Сталин побудил союзников признать необходимость быстрейшего открытия второго фронта в Западной Европе, говорят об этом.

В фильмах действуют и собирательные герои — они олицетворяют присущий советским воинам массовый героизм, доблесть и патриотизм и около пятидесяти реально существовавших персонажей (многие из них здравствуют и теперь). Это прославленные советские командиры соединений, командующие армиями и фронтами, члены Военных советов, работники Генерального штаба. Среди них — Жуков, Василевский, Рокоссовский, Конев, Ватутин, Антонов. В качестве реальных исторических персонажей перед зрителем возникают глава Советского правительства Сталин, президент Соединенных Штатов Америки Рузвельт, британский премьер Черчилль и другие, военачальники и политические деятели гитлеровского райха.

Естественно, что даже в двух фильмах их создатели не имели возможности подробно развернуть характеристики всех этих персонажей. Подобранные по признакам возможного сходства, играющие почти без грима, актеры пользуются, как правило, лишь одним каким-нибудь штрихом, точным и выразительным, для раскрытия своих героев.

В картинах уделено немало места изображению напряженной и ответственной работы крупных военачальников. От их правильных и прозорливых решений во многом зависел исход боевых операций. Фильмы дают представление о том, как руководили сражениями командующие фронтами генералы Рокоссовский (артист В. Давыдов) и Ватутин (артист С. Харченко), и как способствовали успешному развитию боев представители Ставки Верховного Главнокомандования Маршалы Жуков (артист М. Ульянов) и Василевский (артист Е. Буренков). Все они не только выполняли директивы Ставки, но и сами, по мере необходимости, проявляли инициативу, принимали ответственные решения. Мы уже сказали о Рокоссовском, приказавшем произвести контрартподготовку по району сосредоточения немецко-фашистских войск. Своевременно вмешался в развитие боевых действий во время тяжелых танковых боев в районе Прохоровки и Маршал Василевский — обеспечил поддержку Ватутина армиями Степного фронта. Маневрировал войсками, предопределяя направление главного удара при форсировании Днепра, Маршал Жуков.

Изображение советских полководцев, маршалов и генералов как многоопытных, инициативных и умеющих принять решение командиров — отрадная сторона фильмов. Впрочем, авторы не были до конца последовательны. Важная роль членов Военных советов, высоких представителей партии на фронте, сведена, к сожалению, лишь к их присутствию при решении задач командующими фронтами и армиями. Да и в образах наших маршалов и генералов нередко ощущается недосказанность. Актеры М. Ульянов, В. Давыдов и С. Харченко, воплотившие внешне столь различные образы Жукова, Рокоссовского и Ватутина, показывают этих полководцев как людей мудрых и волевых. Это правильно и хорошо. Но досадно, что, наблюдая за умными действиями наших полководцев, мы не видим их ни в гневе, ни в радости. А ведь все они испытали и горечь неудач, и безмерную усталость, и большую радость победы. Думается, что обилие батальных сцен, вызванное замыслом авторов изобразить развитие двух стратегических операций (битвы на Курской дуге и форсирования Днепра), лишило их возможности с большей подробностью рассмотреть поведение и состояние советских военачальников. Выиграв в «оперативном» отношении, авторы картин понесли «тактические» потерн.

Но впереди фильмы о 44-м и 45-м годах, в которых, надо надеяться, мы увидим не только движение Советской Армии на запад, но и движение человеческих характеров.

Сталин в первых двух картинах «Освобождения» в исполнении актера В. Закариадзе — это, прежде всего, Верховный Главнокомандующий, принимающий ответственные решения на основе многотрудной работы Генштаба и полководцев. Поведение Сталина на экране убеждает зрителя в том, что в его лице Советская Армия имела вдумчивого, компетентного и волевого руководителя. Как известно, таким характеризуют его в своих мемуарах и советские маршалы, генералы. В частности, Г. К. Жуков в книге «Воспоминания и размышления» отмечает, что И. В. Сталин умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать решительное противодействие врагу.

Перенося нас в лагерь противника, фильм изображает фашистскую военную машину — от армейских штабов до ставки Гитлера — вымуштрованной, налаженной, опытной. Авторы картины не преуменьшили силу гитлеровского вермахта, показали исполнительность и фанатизм нацистских офицеров. Полны решимости прорваться к Курску на южном участке фронта командиры вражеских танковых дивизий. Умным и расчетливым выглядит командующий армией генерал-полковник Модель, уверенно руководит группой армий «Центр» педантичный генерал-фельдмаршал Клюге. И в обрисовке Гитлера мы не видим привычной для многих прежних фильмов утрированной до шаржа безрассудной бесноватости.

Нацистская армия, вскормленная поголовно милитаризированной Германией, укрепленная в своих тылах преступной мюнхенской политикой западных держав, выглядит в картине внушительной силой. Тем убедительней предстают победы советского оружия в сражениях па Курской дуге и при форсировании Днепра.

Образ Гитлера воссоздает талантливый актер ГДР Ф. Дитц. В его трактовке фюрер беспощаден, фанатически требователен, властен. Удачно решен эпизод, в котором Гитлер принуждает растерявшегося Муссолини (он потерял контроль над итальянской армией) осуществлять, несмотря ни на что, нужную ему политику. И все же сценарий не содержал материала, дающего возможность опытному актеру Дитцу показать зоологическую ненависть автора «Майн Кампф» ко всему советскому, объяснить какому «богу» молился этот одержимый манией величия человек. Надо полагать, что в последующих фильмах цикла политическая и социальная сущность гитлеризма будет выявлена четче.

В картинах справедливо много места уделено тем, кто осуществлял на изрытой снарядами и распаханной танками, прокаленной солнцем 1943 года земле намерения нашего командования и приказы армейских, штабов, тем, кто лицом к лицу встречался с врагом и развеивал в прах зловещие планы нацистского вермахта. В фильмах много этих скромных героев, действующих не только по приказу свыше, но и по зову сердца, — пехотинцев, артиллеристов, танкистов. Они сражаются яростно и самоотверженно, вдохновленные идеей защиты Родины и полные святой ненависти к врагу. Таков один из главных и, по замыслу, сквозной персонаж цикла капитан Цветаев (артист Н. Олялин), переживший трагическую гибель батальона в боях на Днепровском плацдарме; таков командир дивизии полковник Громов (В. Самойлов), который был вынужден во имя высшей целесообразности перебросить свою дивизию на участок наметившегося прорыва фронта противника и оставить батальон, где сражался Цветаев, один на один против превосходящих сил врага; таковы бесстрашный Сашка (С. Никоненко), жизнерадостный танкист лейтенант Васильев (Ю. Каморный), санинструктор Зоя (Л. Голубкина) и многие другие. Это люди разной степени храбрости и воинского умения. Но в массе своей все эти солдаты и офицеры проявляют примерную стойкость и в конце концов обеспечивают победу над врагом. Даже майор Максимов (В. Авдюшко), преодолев роковую растерянность, находит в себе силы достойно умереть, не осквернив звания советского офицера.

Разрабатывая характеры героев, обобщающих лучшие качества советских воинов, авторы, опирались и на плодотворные традиции нашей военно-патриотической литературы. Возьмем хотя бы образ командира полка Лукина, неторопливого, по-отечески разговаривающего с подчиненными ему офицерами. (В этой роли очень достоверен артист В. Санаев). О таких командирах Маршал И. С. Конев писал в своих мемуарах «Сорок пятый»: «Как это важно, когда, взваливая на плечи подчиненному порой нелегкую ношу, говоришь с ним при этом не приказным языком, а доверительно, по-человечески». Полковник Лукин, скромница, знаток своего дела, умирающий на плацдарме от тяжелых ран, несет в себе черты толстовского капитана Тушина, обновленные силой советского патриотизма. Также и в образе Цветаева просматриваются черты капитана Ермакова, героя повести «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, являющегося одним из авторов сценария.

Используя своя непосредственные фронтовые впечатления (Ю. Бондарев, О. Курганов и Ю. Озеров — участники Великой Отечественной войны) и развивая традиции нашей литературы и искусства, авторы картины без прикрас раскрыли неизбежно тяжелый ратный труд советских воинов-освободителей.

Хотелось бы только, чтобы в последующих фильмах «Освобождения» более полнокровно, в разных ее проявлениях предстала перед нами жизнь фронтовых воинских коллективов, нашло отражение партийно-политическое обеспечение боевых действий, которое успешно осуществлялось на войне политработниками всех степеней.

Зритель, несомненно, будет ждать и образного раскрытия героических усилий людей нашего тыла, ковавших оружие победы.

Киноэпопея «Освобождение» в пути. «Огненная дуга» и «Прорыв» — ее первые шаги. Впереди величественная битва 1944 года на просторах Белоруссии — «Направление главного удара», освободительный поход по странам Юго-Восточной Европы — «Балканы-44» и решающая победа Советской Армии в логове врага — «Битва за Берлин». Будем надеяться, что на этих стратегических направлениях крепкий творческий коллектив режиссера Ю. Озерова добьется впечатляющих побед без «тактических» потерь.

В. КАТИНОВ.

Красная звезда. 1970. 7 мая (№ 105).

С уважением, Пауль.