От HorNet Ответить на сообщение
К Макс
Дата 10.04.2019 10:16:22 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Позволю себе предложить


>У Мидуэя они (капитан-лейтенант Хасимото Тосио и старшина 1-й статьи Ямамото Акира) вместе атаковали "Йорктаун":
>>Тем временем 2-я эскадрилья заходила с северо-востока (с левого борта «Йорктауна»). Поскольку внимание большинства американских истребителей было отвлечено атакой 1-й эскадрильи, на перехват 2-й вышло всего несколько машин. Впрочем, это не помешало трем «Уайлдкетам» лихо атаковать и быстро сбить оба «Рэйсэна» 2-го звена (командир — капитан- лейтенант Мори), прикрывавших торпедоносцы Хасимото. Только подход 3-го звена истребителей старшины 1-й статьи Ямамото Акира, вступивших в яростную схватку с американцами, спас 2-ю эскадрилью от повторения участи 1-й.
> http://millitari.ru/index.php/hiryu/299--midway-operation.html

мой авторский текст об этом событии и роли Акиры Ямамото:

"Наиболее же интересный воздушный бой с участием пилотов VF-6 к этому времени уже произошел, и был связан, как и следовало ожидать, с деятельностью японских истребителей.
Дивизион Хасимото, обогнув «Йорктаун» с носа, прорвал ордер между КРТ «Портленд» и эсминцем «Бэлч», по носу от крейсера, на высоте всего 150 футов. 127-мм пушки «Портленда» открыли огонь с дистанции 8000 ярдов. В этот момент на пути японских самолетов оказался только один пилот БВП – мичман Дойл Барнс из VF-3, только что взлетевший с корабля. Однако, эскорт дивизиона Хасимото, л-т Мори и его ведомый, петти-офицер 2-го класса Тору Ямамото, оказались начеку и сумели связать Барнса боем буквально на границе ордера, атакуя не успевший набрать высоту «уайлдкэт» сверху.
Это бой и увидела четверка МакКаски, возвращающаяся к «Йорктауну». МакКаски немедленно атаковал врага, все еще не видя торпедоносцев ниже. Его атака на «зэро» Шигеру Мори была довольно заковыристой, ибо МакКаски забыл включить освещение его стрелкового прицела, проскочил оптимальную высоту атаки, и ему пришлось показывать чудеса пилотажа, ведя огонь вниз головой, выполняя мертвую петлю в наборе высоты. Однако атака достигла результата – А6М2 командира японского эскорта практически взорвался в воздухе и закрутился в штопоре по направлению к воде. Сам же МакКласки, из-за потери скорости до уровня сваливания, последовал за ним.
Неожиданно потерявший ведущего энсайн Мелвин Роуч из VF-6 разобрался в ситуации быстро. Коль скоро ему больше не надо прикрывать хвост своего лидера, можно атаковать самому. Тут же нарисовалась и цель – А6М2 пытающегося расстрелять одинокий F4F-4 внизу, увлеченного атакой петти-офицера 2-го класса Тору Ямамото. Очередь, пара мгновений – и второй и последний «зеро» эскорта второго дивизиона торпедоносцев «Хирю» рухнул, пылая, в воду. Так Мел Роуч наконец-то записал на боевой счет VF-6 смертоносный «зеро», причем записал на удивление легко. Наблюдавший эту картину Хасимото с ужасом понял, что он – следующий, и инстинктивно скомандовал своему пилоту Тошио Такахаси выполнить левый поворот в спасительную облачность.
Однако эту атаку наблюдали и два истребителя «промежуточной» позиции - петти-офицер 1 класса Акира Ямамото и его ведомый, петти-офицер 3 класса Макото Бандо. Эта пара старшин (в основном Ямамото) и продемонстрировала всему американскому БВП, что такое искусство истребителя. В значительной степени, успех атаки пятерки торпедоносцев Хасимото на «Йорктаун», был определен навыками одного истребителя, «китайского» ветерана Акира Ямамото – пилота «зэро» из авиагруппы безнадежно пылающего «Кага».
Однако немедленно атаковать выходящего из атаки Роуча и потерявшегося внизу МакКаски, Ямамото не стал – вместо этого, он сблизился с хорошо видимым «уайлдкэтом» Тома Барнса. Бандо следовал за ним. Видимо, очень небольшого времени не хватило этой паре с «Кага», чтобы разделаться с мичманом. Однако в этот момент на сцене появилась вторая пара четверки МакКласки – старшина 1-й статьи Говард Паккард и энсайн Мортимер Клайнманн. Они, в свою очередь, вошли в пикирование с целью быстро сократить дистанцию до японской пары. Причем Клайнманн открыл огонь с дальней дистанции, явно преждевременно, подвергнув опасности поражения Паккарда, который лидировал пару. Дальнейший «догфайт» на малой высоте между Паккардом и Ямамото не привел ни к чему существенному, однако если японцу удалось повредить F4F-4 Паккарда, то Ямамото так и не предоставил американцу ни единого шанса поразить его машину. Проводив снижающийся в оборонительном маневрировании самолет Паккарда почти до воды, Ямамото решил поискать более серьезную цель и ушел в сторону в скоростном пологом пикировании.
В этот момент он и потерял своего ведомого – набравший высоту МакКаски смог зацепить длинной очередью висящий на хвосте своего ведущего А6М2 Бандо. Пули пробили кабину истребителя, но каким-то чудом не задели пилота. Бандо смог восстановить управление самолетом у самой воды и, так и не сделав ни одного выстрела в этом бою и потеряв ведущего, решил вернуться на «Хирю».
Акира Ямамото, тем не менее, видел эту атаку МакКаски, и пытался отомстить за Бандо, зайдя с виража в хорошую позицию для атаки МакКаски. Но Мел Роуч опять оказался на месте, и длинной очередью снял настырного японца с хвоста ведущего – не попал, но отогнал. Самолет Ямамото имел небольшие повреждения, но опытный старшина все еще имел достаточно горючего и не спешил выходить из боя окончательно.
Таким образом, один японский истребитель выиграл столь необходимое для пятёрки торпедоносцев Хасимото время на сближение с «Йорктауном», связав боем четверку МакКаски (напомним, что трое пилотов были из VF-6) и пилота VF-3 Барнса. Барнс оказался фактически единственным американским истребителем, который смог атаковать чутай Хасимото до этапа рассыпания торпедоносцев из строя в стадию индивидуальных атак. Он даже думал, что сбил два «кейта», однако всего лишь повредил их – за всплески от падения самолетов он принял всплески от падения 203-мм снарядов крейсеров адмирала Смита. Два других пилота VF-3, только завершивших взлёт, Милтон Тутл и Уолтер Хаас, также не смогли сделать большего, хотя оба атаковали японцев.
Далее был сброс торпед, который в 14.43-14.44 закончился очень печальным для американцев но, увы, закономерным результатом.