Re: О гибели...
Ещё один классический сюжет - корабль встал на ремонт на N лет, весь перспективный л/с быстро растаскивается по плавающим кораблям (на них дефицит подготовленного л/с), в итоге, после ремонта корабль выходит с трудом собранной "сборной" вместо экипажа на борту:
Пример противолодочного крейсера "Москва":
http://blackseafleet-21.com/news/25-01-2016_chetvertyj-komandir-pkr-moskva-na-izlome
Заканчивался очередной успешный 1970-й год боевой подготовки крейсера, подведены итоги последней боевой службы в Средиземном море, отгремели меткие ракетные залпы. 31 декабря 1970г. ПКР "Москва" был поставлен на текущий ремонт в завод-строитель в г. Николаеве. В завод корабль ставил боевой, закалённый в походах и штормах экипаж, а через 8 месяцев из завода вышел совершенно другой корабль. За время ремонта 60% офицеров убыли на учёбу или были назначены с повышением. 50% мичманов, не желая терять морское денежное довольствие, ушли на "плавающие" корабли. В запас демобилизовались наиболее опытные старшины и матросы.
Очень болезненным явлением был систематический некомплект экипажей строящихся и особенно ремонтирующихся кораблей флота. Корабли, выходящие на боевую службу, нужно было обязательно укомплектовать офицерами, мичманами и личным составом полностью. Болезнь в походе, даже 2-3-х человек при трёхсменных многомесячных вахтах, приводила к перенапряжению людей, к невниманию или даже сну на вахте, что влекло за собой иногда серьёзные последствия. Комплектовать уходящие на БС корабли офицерами, мичманами и личным составом приходилось за счёт ремонтирующихся кораблей в г. Севастополе или в других базах. Эта хроническая, кадровая болезнь, очень негативно отразилась на состоянии дел и организации службы и порядка на ПКР "Москва". В ракетно-артиллерийской боевой части №2, например, по штату отсутствовали 5 офицеров, 4 мичмана и 30% матросов и старшин.
С возвращением ПКР "Москва" в Главную базу флота, после ремонта, кадровые органы быстро укомплектовали корабль офицерами и личным составом, но было поздно. Корабль интенсивно, с опережением всех планов и графиков, начали готовить к боевой службе. У новичков не было достаточного опыта в эксплуатации сложной техники и оружия, аварии "посыпались" как из рога изобилия. 16 декабря 1971 г. - на корабле тяжёлая авария ракетного оружия. 3 февраля 1972 г., при развитии полного хода, молодой матрос Н. Фисенко допустил ошибку, струсил и не доложил в пост энергетики и живучести (ПЭЖ). В результате турбина была выведена из строя. Это очень серьёзное чрезвычайное происшествие стало последней каплей переполнившей "чашу терпения" командования флота, нужно было найти виновника... 8 февраля 1972 г. командир корабля капитан 1 ранга Романов Борис Сергеевич был снят с должности и направлен в распоряжение штаба ЧФ для решения вопроса продолжения службы. С должности так же были сняты очень опытный командир БЧ-5 капитан 2 ранга Руслан Васильевич Башлий и зам. командира по политической части капитан 2 ранга Виктор Павлович Левашов.
...
24 марта 1972 г. ПКР "Москва" возвращался в базу после отработки задач с подводной лодкой в полигоне боевой подготовки Чёрного моря. Обычно обтекатель ГАС "Орион" (ПОУ-20) после работы с ПЛ, согласно эксплуатационной инструкции, поднимался в верхнее положение сразу, что было обязательным, особенно если корабль направлялся в базу. В этот раз этого не было сделано, и обтекатель ПОУ-20 находился в нижнем положении, из-за чего осадка корабля увеличивалась с 8,5 до 13,5 метров. Доклады командиру бригады капитану 1 ранга Ф.Старожилову (Командир корабля капитан 2 ранга А. Довбня ещё не был допущен к самостоятельному управлению кораблём) о необходимости подъёма обтекателя производились дважды вахтенным офицером БИП (Боевого информационного поста) капитан-лейтенантом В.Берсневым. Комбриг, по одной известной ему причине, приказал обтекатель ПОУ-20 не поднимать?!? Кроме того, в ходовой рубке на контрольном приборе ГАС "Ориона" горела красная лампочка – "обтекатель опущен". При поднятом обтекателе загоралась зелёная лампочка – "обтекатель поднят".
Кроме командира корабля на ходовом мостике находился командир бригады, бывший командир ПКР "Москва" капитан 1 ранга Ф. Сторожилов и командир дивизии контр-адмирал Л.Васюков, а так же флагманские штурманы бригады и дивизии. Вот уж точно говорят: - "У семи нянек дитя без глаза!"
По какой-то причине кораблю в последний момент не разрешили заход в базу. Корабль повернул влево на Лукульские створы. В этом месте от мыса Коса Северная под водой простирается риф с глубинами 11,6 – 12,8 метров. Проходя через риф, обтекатель ГАС "Орион" ПОУ-20 "пропахал" по камням рифа и был серьёзно повреждён.
ПКР "Москва" для ремонта дважды становился в док с промежутком в несколько месяцев. Были сорваны все сроки выхода крейсера на боевую службу. Ремонт обошёлся государству в сумму 20 миллионов рублей в ценах 1972-1973 г.г. (огромная сумма!). Ряд газет ведущих морских европейских государств вышли с критическими статьями о тяжёлой навигационной аварии, связанной с новейшим советским противолодочным крейсером "Москва". До сих пор это позорное навигационное происшествие висит "дамокловым мечом" над всей судьбой этого замечательного корабля. Виновные в тяжёлой навигационной аварии были строго наказаны. Командир корабля капитан 2 ранга А. Довбня получил служебное несоответствие, командир БЧ-1 (старший штурман корабля) капитан 3 ранга В. Казуров был снят с должности. Вот так, за безответственную кадровую политику, пришлось расплачиваться государству.
Ещё раз сломали корабль(опущенную антенну ГАС) и встали в ремонт снова :)
Примерно то же самое будет с "Кузнецовым", после того, как выйдет через 3 ( в лучшем случае, в свете нынешних событий с доком) года. Экипаж, из которого уйдёт значительная часть перспективного личного состава, будет заново осваивать корабль. Учитывая, что это единственный авианесущий корабль во флоте - будет потеряна квалификация палубных команд, обеспечивающих полёты, будут снова потери самолётов из-за ошибок палубной команды. Вообщем, всё как обычно.