От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.10.2018 09:07:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Артиллерия; Версия для печати

Как правильно применять САУ по опыту Красной Армии

Обращаю внимания, что рассуждения, почему самоходки следует использовать именно так, а не иначе, чуть ли не дословно повторяют немецкие доводы

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2868497.htm
https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2868296.htm

Генерал-майор танковых войск Н. ЭРНЕСТ

Самоходная артиллерия в общевойсковом наступательном бою

Танки, появившиеся на поле боя в перовую мировую войну, намного облегчили задачи артиллерии по огневому обеспечению пехоты при прорыве обороны противника. В силу своих боевых качеств танки дополнили колесную артиллерию и в значительной степени восполнили ее недостатки, ограничивающие возможность непрерывного сопровождения пехоты огнем и колесами на всю тактическую глубину прорыва.

К началу второй мировой войны и особенно в ходе Великой Отечественной войны с исключительной остротой выявилась необходимость иметь для борьбы с танками и противотанковыми огневыми средствами мощное оружие, способное в наступательном бою непрерывно сопровождать как свои танки, так и пехоту.

Технически оказалось возможным смонтировать в корпусе танка, на его шасси, орудие крупного калибра. Так возникло самоходное орудие.

Но увеличение мощности огня существенно отразилось на маневренности боевой машины. Орудие, смонтированное в несколько измененном корпусе танка, не имеет, в отличие от танка, кругового горизонтального обстрела; при этом чем крупнее орудие, тем больше ограничен горизонтальный обстрел.

В силу этого самоходная установка может вести огонь только в направлении своего движения с небольшим отклонением (±5 ± 18) в стороны. Если, например, в ходе боя будет замечена цель под углом в 20° и больше к направлению движения, то для того, чтобы подавить самоходному орудию необходимо развернуться всем корпусом (чего не нужно делать танку), т. е. прекратить на какое-то время стрельбу и подставить один свой борт под огонь противника. Эти особенности требуют, чтобы самоходные орудия всегда действовали массированно и прикрывали друг друга.

С другой стороны, орудие самоходной установки обладает лучшей, чем орудие танка, устойчивостью, что позволяет ему достигать большей меткости огня, особенно при стрельбе прямой наводкой с места. Размещение орудия в корпусе машины, а не в башне (над корпусом) влечет за собой уменьшение возимого боекомплекта снарядов. Невозможность развернуть орудие назад лишает самоходную установку также ударного свойства: оно не может разрушать (ломать) своим корпусом вертикальные препятствия (здания, деревья и т. д.), превышающие уровень горизонта орудия.

Все это — высокая меткость при стрельбе с места, меньший, чем у танка, боекомплект снарядов, отсутствие возможности вести огонь вправо и влево — и определяет характер действий самоходных орудий в наступательном бою. Огонь из них ведется обычно прямой наводкой с места или коротких остановок; продвижение с одной огневой позиции на другую осуществляется скачками — целыми батареями или полу батареями.

Пробивная способность снарядов средних и тяжелых самоходных установок позволяет им вести успешную борьбу с тяжелыми и средними танками противника, его самоходными орудиями, огневыми точками, укрытыми в бронированных колпаках, и подавлять стрельбой по амбразурам гарнизоны железобетонных сооружений.

Боевая практика показала, что танки и самоходные орудия могут проложить себе проходы в вертикальных препятствиях (по типу надолб). Так, 2—3 тяжелые самоходные установки 5—6 выстрелами с дистанции в 100 м способны преодолеть два ряда железобетонных надолб, потратив на это 8—10 минут. Однако к таким действиям из-за крайне ограниченного боекомплекта следует прибегать лишь в исключительных случаях. Как правило, эту работу необходимо поручать саперам, специально выделенным для сопровождения самоходных орудий и следующих в боевом порядке первого эшелона пехоты.

Из сказанного видно, что самоходное орудие, обладая мощным и метким огнём, броневой защитой и подвижностью, имеет в то же время ограниченную маневренность огня в горизонтальной плоскости.

Вообще самоходные орудия нуждаются во взаимной непрерывной и активной помощи других родов войск. В противоположность танкам они, например, не могут действовать в отрыве от пехоты, впереди нее. Последнее возможно только в тех случаях, когда враг деморализован или не имеет организованной огневой системы (например, при преследовании). Однако и в этих случаях самоходные орудия нужно усиливать пехотой, автоматчиками и саперами (в качестве десанта), иначе орудия не имеют успеха и несут большие потери.

При наступлении на противника, занимающего позиционную оборону или поспешно перешедшего к обороне, стрелковая дивизия может получить на усиление только самоходные орудия легкого типа. В задачу этих орудий входит непрерывно сопровождать своим огнем пехоту, уничтожая огневые точки противника, препятствующие ее продвижению, и контратакующие танки.

Исходя из характера решаемых задач, боевых свойств самоходной артиллерии, большинство машин, как показывает опыт, следует использовать на направлении главного удара дивизии для поддержки стрелкового полка, наносящего главный удар.

В подтверждение приведем пример.

На фланге одной нашей наступающей стрелковой дивизии немцы сосредоточили большое количество танков и пехоты и задержали продвижение одного стрелкового полка. В тоже время другой полк этой дивизии, успешно продолжая наступление, выходил на фланг и в тыл указанной выше группе войск противника. На поддержку полка, имевшего успех, но наступавшего без самоходной артиллерии, была брошена самоходная артиллерийская часть, поддерживавшая другой стрелковый полк. В результате враг вынужден был поспешно отойти.

Таких примеров, свидетельствующих о правильном использовании самоходных установок, можно было бы привести много,

Переподчинение орудий побатарейно, как показывает практика, нецелесообразно: это приводит к ослаблению силы удара, к излишним потерям машин. Командир стрелковой дивизии лишается возможности использовать это весьма мощное и маневренное огневое средство для воздействия на ход боя путем постановки новых задач по развитию успеха и отражению контратак противника (особенно его танков и самоходных орудий). Из этих же соображений невыгодно самоходную артиллерийскую часть целиком придавать стрелковому полку, наносящему главный удар.

Для непрерывной поддержки пехоты самоходные установки, в отличие от танков, следуют непосредственно в боевых порядках пехоты, в стрелковой цепи или в 100—300 м за нею.

При прорыве сильно укрепленных позиций или укрепленных районов пехота может получить на усиление наряду с легкими самоходными орудиями также тяжелые, а иногда и средние орудия. Основная задача тяжелых (средних) самоходных орудий — уничтожать огневые средства, укрытые в дотах, в бронеколпаках, и вести борьбу с танками и отдельными орудиями врага, тогда как задача легких самоходных орудий — бороться преимущественно с открыто расположенными огневыми точками и живой силой противника. Для решения этих задач часть тяжелых (средних) самоходных орудий используется в штурмовых группах из расчета 1—2 орудия на группу, а в штурмовых (передовых) батальонах — не менее батареи на батальон.

Основная масса тяжелых (средних) самоходных орудий применяется для поддержки стрелкового полка, наносящего главный удар. Обычно это сказывается на выборе направления главного удара: местность здесь должна быть доступна для действий самоходных установок. Однако это не значит, что на местности труднодоступной или вовсе недоступной для действия самоходных установок не может быть нанесен главный удар. Именно в таком направлении, где противник менее всего ожидает нанесения главного удара, иногда в целях достижения внезапного выхода на фланг и в тыл врагу выгодно нанести этот удар. В таких случаях необходимо со всей тщательностью обеспечить ввод в бой самоходной артиллерия путем устройства проходов на труднодоступной или недоступной для нее местности. Например, если вдоль переднего края обороны противника тянется заболоченный ручей или река, то сначала силами пехоты с помощью саперов и при поддержке артиллерии следует овладеть передним краем и уже только после этого, устроив проходы для машин, вводить самоходную артиллерию. Если же труднодоступный или недоступный для самоходных установок участок (полоса) местности имеется и в глубине обороны, то опять-таки заранее (при организации наступления) необходимо спланировать порядок овладения этой полосой и преодоления ее самоходными орудиями, поставить задачи частям и подразделениям по устройству проходов (переправ) для самоходных орудий, тщательно спланировать взаимодействие частей и родов войск во всех звеньях стрелковой дивизии.

Участие самоходной артиллерии в артиллерийской подготовке малоцелесообразно, ибо это раскроет врагу еще до начала атаки наличие самоходной артиллерии. Однако, когда обстоятельства заставят решиться на это (например, при недостатке полевой артиллерии), то, учитывая небольшой боекомплект в каждом орудии, следует заранее сосредоточить на огневых позициях нужное для артподготовки количество боеприпасов. Огонь в таком случае надо вести со специально выбранных огневых позиций; длительность же ведения огня из самоходных установок будет обусловлена сроком, требующимся для своевременного выхода на основные огневые позиции для поддержки пехоты с началом ее атаки.

Боевой опыт учит, что действия наземных войск успешны тогда, когда удар по врагу наносится одновременно пехотой и самоходными орудиями, при непрерывной и мощной поддержке других родов войск. Отсюда ясно, какое большое значение приобретает организация взаимодействия между ними.

Разумеется, в этом деле не может быть шаблона. Поэтому изложенный ниже порядок организаций взаимодействия пехоты с самоходной и полевой артиллерией и инженерными войсками непригоден на все случаи жизни, хотя и дает полную картину работ по организации взаимодействия в обстановке, наиболее часто встречающейся в боевых условиях.

Рассмотрим основные вопросы организации взаимодействия в условиях, когда пехота усилена только легкой самоходной артиллерией и наступает без танков. В этом случае, прежде чем принять решение на использование самоходной артиллерии, командир стрелковой дивизии на командирской разведке заслушивает справку-доклад командира части самоходной артиллерии. Если позволяет обстановка (и особенно время), то заслушанию справки-доклада должны предшествовать специальная разведка, личная разведка командира самоходной артиллерийской части и сбор данных в штабах других родов войск. Если же времени для этого нет, то разведка противника и местности проводится в процессе рекогносцировки командира стрелковой дивизии, в присутствии всех начальников родов войск и командиров приданных частей и подразделений.

Разведка противника и местности осуществляется путем наблюдения. В ходе разведки командир дивизия требует от командира самоходкой артиллерийской части оценки местности и противника для определения возможности использования самоходной артиллерии. После разведки командир самоходной артиллерийской части докладывает командиру дивизии свои соображения (дает справку-доклад) о применении самоходной артиллерии в предстоящем наступлении. При этом он указывает наиболее целесообразное направление действий своей части, посильную для нее задачу, боевой порядок, огневые позиции в начале наступления и при бое в глубине, район сбора по выполнении задачи, направление действий и огневые позиции для отражения возможных контратак противника и в заключение какая помощь понадобится части со стороны других родов войск.

Командир дивизии, ставя задачи самоходной артиллерийской части, указывает, какой стрелковый полк до какого рубежа (пункта) поддержать, с каких направлений быть готовой к отражению контратак противника, где в к какому времени занять исходные (огневые) позиции, район сбора, к действиям в каком направлении быть готовой по выходе в район сбора. Район сбора обычно назначается после выполнения задачи по поддержке стрелкового полка на глубину прорыва первой позиции противника и служит для организации наступления на вторую позицию.

Командир самоходной части, получив задачу, прежде всего увязывает действия части с полевой артиллерией. Для этого он внимательно изучает план артиллерийского наступления (план действий артиллерия, боевой порядок, сигналы и т. д.) и приказ командующего артиллерией дивизии. Затем докладывает командующему артиллерией дивизии задачи части, свое решение, расположение огневых позиций, командного и наблюдательных пунктов; увязывает с полевой артиллерией задачи, уточняет свои задачи в начале наступления и в ходе боя, устанавливает связь с полевой артиллерией.

Дивизионного инженера командир самоходной артиллерии знакомит с планом действий самоходной артиллерии, с расположением огневых позиций и дает заявку на потребное количество саперов в помощь экипажам при отрывке окопов для самоходных установок, на подготовку путей к огневым позициям, на обеспечение препятствий перед передним краем и в глубине обороны и особо на постройку и усиление мостов.

От дивизионного инженера командир части получает данные о своих и вражеских минных полях и совместно с ним устанавливает порядок прохождения своих минных полей и план устройства проходов в минных полях противника.

После увязки действий в масштабе дивизии командир части самоходной артиллерии прибывает в поддерживаемый им стрелковый полк и сообщает командиру стрелкового полка полученную задачу и свое предварительное решение. Взаимодействие организуется в ходе командирской разведки командира стрелкового полка, на которой присутствуют командиры батарей и помощники начальника штаба по оперативной службе и по разведке.

На командирской разведке командир стрелкового полка сообщает командиру самоходной артиллерийской части о расположении и боевом порядке полка, о задачах полка и стрелковых батальонов, артиллерии и саперных подразделений, командных и наблюдательных пунктов. На местности же командир стрелкового полка уточняет последовательность уничтожения огневых точек противника по объектам и рубежам.

Командир самоходной артиллерийской части уточняет данные о местности и противнике, назначает батареи для поддержки стрелковых батальонов. После этого командиры батарей направляются к командирам стрелковых батальонов для организации взаимодействия с ними. В процессе этой работы командиры батарей докладывают (информируют) командирам батальонов о полученных ими задачах, намеченных огневых позициях, направлении действий батарей, огневых позициях орудий и своих местах (опознавательных знаках своих машин).

Командиры стрелковых батальонов знакомят командиров батарей с задачами батальонов, со своим решением, местом КП, уточняют и ставят задачи на подавление и уничтожение огневых точек противника, причем обязательно назначают из состава батальона огневые средства для обеспечения действий самоходных орудий.

Чтобы в ходе боя своевременно ставить задачи самоходной артиллерии на уничтожение уцелевших и вновь появившихся огневых точек врага, между командирами батальонов и командирами батарей самоходной артиллерии устанавливается связь посыльными, а также сигналы для целеуказаний: трассирующими снарядами, пулями, ракетами и другими способами.

Командир батареи самоходных орудий докладывает (информирует) командиру артиллерии, поддерживающей стрелковый батальон, о том же самом, о чем информировал командира батальона. Затем он изучает задачи этой артиллерии и ее план действий, уточняет, какие цели уничтожает и подавляет полевая артиллерия и какие цели — его батарея, узнает место НП артиллерийского командира, договаривается о сигналах взаимодействия и устанавливает, в какой самоходной установке будет следовать артиллерийский наблюдатель.

От саперного командира командир батареи получает схему минных полей, своих и противника, или уточняет схему, полученную от штаба своей части; он же дает ему заявку на потребное количество саперов в помощь при отрывке окопов для орудий, уточняет место и время снятия наших минных полей, место и время готовности проходов в минных полях противника, их обозначение и кто будет охранять проходы.

Военный вестник. 1945. № 22.

С уважением, Пауль.