От gull Ответить на сообщение
К bedal Ответить по почте
Дата 31.01.2018 22:15:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: понятие боевого...

Добрый день,

Базовое понятие боевого вылета, в общем, не сложно и общепринято. Определение, приведенное в НПП-38: "Боевым называется полет, совершаемый с целью выполнения боевых задач", действует и по сей день. Другое дело, что вопрос учета боевых вылетов в разных ВВС и не в меньшей степени в одних и тех же ВВС в разное время, имел свои особенности и решался несколько по-разному. Так что тут вы правы - валовые цифры, они, конечно, требуют осторожного отношения. У нас, например, был известный приказ 0685 от 9.09.1942, изменявший понятие боевого вылета для истребительной авиации. Но не это является наибольшей проблемой при пользовании итоговыми показателями. Дело в том, что:
1. Итоговые цифры подсчитываются по данным предоставленными разными частями. А в разных частях учет одного и того же показателя мог вестись заметно по-разному;
2. Очень часто бывает неизвестно - кем и для чего эти итоговые цифры подсчитывались, на основе каких данных, что они учитывают, а что нет.
Так, например, приведенные, в начале треда цифры боевых вылетов Люфтваффе в 1944 году учитывают только вылеты истребителей, ударных самолетов и разведчиков (Nach и Fern). Т.е. в них точно отсутствуют вылеты минно-тральных эскадрилий и морских поисково-спасательных эскадрилий. Cудя по всему не учтены и вылеты частей морской авиации (Fl.Verb.See).
Так что выходов здесь только два - либо считать самому на основании первичных данных, либо, если это невозможно - при использовании итоговых данных учитывать, что смысл, который вкладывали в них те, кто их подсчитывал, может существенно отличаться от того, что они значат по твоему мнению.

Но вопрос учета боевых вылетов это еще полдела. Не меньшее значение имеют вопросы организационной структуры и организации эксплуатации авиационной техники в ВВС различных стран. Здесь можно выделить две характерные системы - американскую и британскую. В USAAF все самолеты, прибывающие на ТВД или вышедшие после ремонта из ремрганов, сразу передавались в боевые части. Если часть уже была полностью укомплектована, избыток самолетов содержался в частях сверхштата, образуя резерв на те случаи, когда требуется повышенная интенсивность боевой работы или часть понесла высокие потери. При этом большая часть ремонтов производилась силами части, и только в случае серьезных повреждений самолет передавался в реморганы или списывался. У RAF была другая система эксплуатации. Все самолеты, выпущенные промышленностью (если речь идет о метрополии) или прибывшие на заморский ТВД, первоначально поступали на хранение на различные базы или пулы хранения и обслуживания (Maintenance Units, Reserve Aircraft Pools, Air Storage Units и т.п.). Туда же поступали и самолеты, вышедшие из ремонта. Количество самолетов в боевых частях обычно не превышало штатного, а в случае потерь часть немедленно пополнялась с баз хранения. Средний срок службы самолета-истребителя в боевой части составлял три-четыре месяца, после чего он отправлялся в реморганы на восстановление ресурса. В самих частях производились только простейшие виды ремонта, при необходимости выполнения сколько-нибудь продолжительных работ самолет тут же передавался в соответствующую ремонтную часть. Кроме того, штатное количество экипажей в тактических эскадрильях RAF более чем в полтора раза превышало штатное количество самолетов, тогда как в USAAF они были примерно равны. В результате, интенсивность боевых вылетов в расчете на один самолет в боевой части у американцев в среднем была где-то в полтора раза ниже, чем у англичан, но при этом характерная доля количества самолетов в боевых частях от общего количества на ТВД для USAAF была порядка 60-80%, а для RAF - 30-40%. Поэтому, если мы будем приводить количество вылетов к количеству самолетов в боевых частях - получим одно соотношение. Если к общему количеству самолетов на ТВД - другое. Если к общему ресурсу самолетов за определенный период времени (количество самолетов на начало периода + пополнения за период) - третье.
В советских ВВС, как известно, система эксплуатации авиационной техники была близка к американской, а в Люфтваффе - больше напоминала британскую.

С уважением,

gull