От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.07.2017 10:56:58 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Несколько иллюстраций по крейсерской войне. Приветствую!

Приветствую!

Тезис
> Самые успешные топили по два судна в месяц.

15 сентября 1807 года Сюркуф вышел море набить свои карманы, и навести страх на прибрежное судоходство. Победы следовали одна за другой – были захвачены торговые суда «Трафальгар», «Мэнджес», «Адмирал Эльфин», «Сьюзанна Хантер», «Саксесс», «Форчун», «Нью Эндевор», «Колонель Макколей», «Уильям Берроуз», «Ориент» и «Жан Лабдам». Он вернулся в колонию 31 января 1807 года, поставив туда 20 тысяч мешков риса вместе с призами, Сюркуф просто спас Иль-да-Франс от голодной смерти.
То есть уже по 3.3 судна. И я думаю, это явно не предел.

Ну и как могли бы действовать наши (кстати, англичане, французы и русские постоянно приводили в ситуации 1854-1856 годов в пример именно крейсерство "Эссекса")

27 февраля «Эссекс» обогнул мыс Горн. Позже Портер вспоминал: «Я постарался принять все меры, чтобы подготовить корабль к тяжелому переходу. Паруса были убраны, кроме брамселей и стакселей, на палубе подготовлены дополнительные канаты для возможной замены обледеневшего такелажа. Тем не менее, мы испытали много неприятных часов. Ветер дул сильный, волны высотой до неба то и дело захлестывали наш фрегат и грозили перевернуть его. Такой ярости стихии я раньше не испытывал». 14 марта янки уже были на траверзе Вальпараисо, куда зашли пополнить запасы еды. Город на тот момент принадлежал новому государству – Чили, там только что свергли испанскую администрацию. 23 марта был захвачен перуанский 15-пушечный капер «Нереида». Далее американцы взяли курс на Галапагосские острова, где атаковали британский китобойный флот. Захватив 12 судов (весь китобойный флот Британии в этом регионе) и еще множество призов, а также сформировав из части захваченного целую каперскую флотилию , «Эссекс» пошел к Маркизским островам, поскольку очень нуждался в ремонте. Стоимость призов и содержимого (китовый ус, ворвань) была определена в 500 тысяч долларов и перед уходом частью продана в Вальпараисо.
23 октября 1813 года впередсмотрящие увидели один из островов Маркизского архипелага , которым оказался остров Северной группы – Нуку-Хива. Открывшийся перед янки вид был прекрасен – горы, склоны которых были усыпаны зеленью, ярко-желтые пески пляжа, удобная гавань. Матросам после тягот перехода это место показалось раем. Сам Портер был так очарован островом, что решил здесь организовать американскую колонию – Мэдисонвиль . Для реализации этого замысла были насильно собраны туземцы (4 тысячи чел.) из разных племен. Построили несколько домов - дом коменданта, дом для офицеров, магазин, больница и т.д. Здесь же был построен 4-пушечный форт (Fort Madison) для защиты города (по факту - скорее деревни) от атак туземцев и британской угрозы. Мэдисонвиль стал первой военно-морской базой США в Тихом океане.


Собственно "Эссекс" своим примером прям нависал над ситуацией 1854-1856 годов, обе стороны прям постоянно вспоминали его и сравнивали ситуацию с Портеровской.

> Что-то мне подсказывает, что если бы нерусские подошли к устью Амура, наши бы его перегородили потопленными своими кораблями, а сами ушли бы в партизаны, ага.

В реале было вот что.
Из Грейнджера:

Стоит также процитировать сообщение офицера Королевского корпуса инженеров, капитана Уиттингама, отправившегося на Sibylle по собственному желанию. Он описал русские корабли:
[Они стояли] «защищённые каменистой банкой, в нескольких сотнях ярдов позади неё – такая позиция позволяла стрелять по внешней гавани без особых помех ... русский фрегат перемещался с помощью шпрингов, бортом поперёк прохода, вы-глядевшего непреодолимым. ... Позади него, [в] другом проходе, единственном, казавшемся доступным, перемещался на шпрингах длинный корвет с 18 или 20 пушками, и его борт располагался поперёк фарватера». [16 P. B. Whittingham, Notes on the Late Expedition against the Russian Settle-ments in Eastern Siberia, London 1956, 88-89.] [Описание Уиттингама по фрагментам малопонятно. Залив Де-Кастри делится пополам цепочкой островов: Базальтовый, Обсерватория, Устричный (Гитре) и Южный. Восточная половина открывается в море – это внешняя гавань; западная поло-вина – внутренняя гавань, туда впадает речка Сомон, там же располагался и Александровский пост. Во внутренней гавани и стали в линию русские корабли «Оливуца» (18 пуш.), «Аврора» (44 пуш.) и «Двина» (10 пуш.) – так, чтобы простреливать с правых бортов фарватеры между островами и мелями. Транспорты «Иртыш» и «Байкал», как совершенно не годные к бою, оставались в глубине гавани. Англичанам в заливе были известны только два фарватера, промереных ещё в прошлом веке Лаперузом, это ограничивало их инициативу. Кроме того, им примерещилась в стане русских паровая шхуна «Восток». – Прим. перев.]
Эллиот догадался, откуда взялись эти корабли. Это корабли, решил он, из Петропавловска, который был эвакуирован. Они зашли в северный ко-нец Татарского залива с тем чтобы либо пройти проливом, если таковой существует, либо спрятаться до тех пор, пока британские корабли, с открытием Охотского моря, не уйдут на север; а тогда они, думал Эллиот, отправятся атаковать китайские торговые пути. Опять-таки он рассуждал как капитан Королевского военно-морского флота: никогда русские адмиралы и капитаны не проявляли подобных инициатив.
Он вычислил также, что фрегат был «Аврора». Он знал, что «Диана» утонула и, по каким-то соображениям, решил, что это не «Паллада». Одним из соображений, конечно, было то, что эскадра из Петропавловска, и фрегат поэтому должен быть «Аврора»; а ещё решил, что корабли только что прибыли в залив Де-Кастри. Там есть два острова, контролирующие вход во внутреннюю гавань, по его мнению, идеальные для сооружения укрепленных защитных постов. Отсутствие этих постов и привело его к выводу, что русские не имели на это времени. По-русски это было разумно, по-скольку такова была их обычная практика – строить батареи для защиты портов – Петропавловск тому пример, то же делалось в недолговечных постах на Сахалине, а позже русские будут делать то же самое в других здешних местах, да, собственно, и в заливе Де-Кастри. Но Эллиотовы рассуждения строились на предположении, что российские корабли хотят биться, что было не так, и что они останутся в заливе пока он рядом, тогда как на самом деле они надеялись ускользнуть из залива и от угрозы Эллиотовых пушек.
Корабли Эллиота кружили у залива Де-Кастри в течение двух следующих дней, но ситуация была явно некомфортная. Блокаду невозможно поддерживать без организованного взаимодействия многих кораблей. Вечером 23-го мая Эллиот обсудил это с капитанами Ванситтартом и Форсайтом, в итоге чего Bittern вечером отправился к Стирлингу с двумя рапортами от Эллиота. Тем самым Эллиот исполнял приказ вернуться в Ха-кодате к 31 Мая. Так вышло, что Bittern отрапортовал на два дня раньше. [17 ADM 53/6010, log of Sibylle, and 53/5614, log of Bittern, 20-24 May 1855.]
Эллиот пришёл к выводу, что либо русские либо будут укреплять позицию в Де-Кастри, раз уж не успели это сделать наскоро, либо корабли будут прорываться на юг. Поэтому, в ожидании Стирлинга, он выбрал диспозицию, позволяющую пресечь эту вторую возможность. Он полагал, что бежать на юг можно только проливом Лаперуза, по-этому решил патрулировать посередь Татарского залива в виду мыса Крильон (юго-западной оконечности Сахалина), а Hornet пусть периодически заглядывает в залив Де-Кастри. На мысу [Крильон?] можно бы также создать дозорный пост. В качестве альтернативной он предлагал позицию против мыса Ламанон, на полпути вдоль побере-жья Сахалина, где, как он отметил, залив несколько сужается. Всё это излагалось в двух рапортах, доставленных Стирлингу Bittern’ом. На деле он выбрал ожидание у мыса Ламанон, где просматриваются оба берега. Второй рапорт Эллиота содержит обращение к Стирлингу за помощью, что и погнало адмирала из Хакодате 30 Мая. Он сообщил французскому командующему де Монравелю о своём намерении, с просьбой тоже прийти; были оставлены инструкции остались также для других кораблей, которые должны были прибыть – либо следовать за адмиралом, либо ждать в Хакодате. [18 ADM 1/5657, 30 May 1855.] Выполнить оказалось, однако, труднее, чем планировалось. Экипаж La Sybille уже серьёзно страдал от цинги, и корабль остановился в заливе Анива, чтобы ссадить сотню больных матросов; с большим недокомплектом и с явным риском потерять остальной экипаж корабль был отправлен на юг, из того убеждения, что тёплый климат и доступ к свежей пище пойдут на пользу. Позже на корабль наймут сотню китайских матросов, наверняка неопытных, вряд ли способных обслуживать пушки и рваться в бой. Теперь же корабль можно было вычеркнуть из состава союзнических сил. Стирлингу пришлось обходиться без Монравеля. [19 Du Hailly. ‘Une Campagne’, part 2. 176.]


Таким образом, вторая наша любимая забава превалировала - бой в условной гавани под прикрытием батарей.

> для частых галсов, быстрого выполнения маневров и одновременного обслуживания пушек как раз и нужен "избыток" людей.

Лорд Хоу в 1793 году писал: «если ввести измерение «человеко-тонны» (которое сродни плотности населения) в морское дело, то окажется, что на каждого матроса в торговом флоте приходится от 10 до 20 тонн водоизмещения, на кораблях Ост-Индской компании – 15 тонн на человека, на военном корабле – 2-3 тонны водоизмещения на человека. Иными словами – на военных кораблях в обычном их состоянии присутствует куча бездельников. Действительно, ведь большая часть экипажа на военном корабле нужна только в бою, в обычном плавании или в порту можно обойтись гораздо меньшим количеством людей».
К этому можно добавить, что размер призовых партий редко превышал 30 человек, а у корсаров, где каждый человек был на счету - и 10-12 человек было вполне достаточно.

Что касается гипотетических высадок, думаю оборона там была бы на уровне вот этого:

Весной 1813 года Хью Эрл повел свою флотилию вдоль южного побережья Онтарио, разоряя прибрежные села и городки. У Фоти-Майл Крик был высажен десант, который захватил припасы, амуницию, вооружение и запасы пороха. В Рочестере были взяты две шхуны и с десяток лодок, а также 400 мешков муки и 50 свиных туш. Ниже по течению у деревни Шарлотт также были опустошены американские склады – трофеи составили 600 мешков муки и 100 свиней. 2 марта корабли вернулись в Кингстон с добычей.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота