|
От
|
Bokarev Alexandr
|
|
К
|
Вулкан
|
|
Дата
|
25.07.2017 12:08:26
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Все сложнее и не так быстро
>Скорее всего спешная постройка серии клиперов в Архангельске, о которой выше было упомянуто, могла быть запоздалой попыткой осуществления идей, изложенных в записке А.С. Горковенко. Собственно 5 января 1856 г. в Архангельске были заложены первые шесть русских клиперов — «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Опричник», «Пластун» и «Наездник». Любопытно, что даже в секретной переписке новые суда не называли клиперами, а именовали шхунами или винтовыми лодками. «Разбойник», «Стрелок», «Пластун» и «Джигит» были готовы уже 29 июля 1856 года.
>Блин, если бы это строительство начали сразу по началу войны (март 1854 года) ситуация на морях могла бы измениться вообще кардинальным образом.
Строить флот для угрозы крейсерской войной надо было до 1853 года - тогда бы можно было с началом войны пытаться что-то делать.
Военное судостроение в Архангельске, которое велось до Крымской, сводилось к тому, что в Архангельске строился сам корабль (причем часть комплектации доставляли с Балтики), потом он перегонялся на Балтику, где дооснащался.
По поводу архангелогородских паровых клиперов в сети есть добротная статья Шитарева из "Двигателя":
http://engine.aviaport.ru/issues/69/page44.html
Для тех, кому читать много лень краткая хронология. Она такова.
Решение строить паровые клиперы в Архангельске было принято летом 1855 года. Тогда, да, его секретили, ибо в 1854 году Белое море внезапно оказалось единственным местом, откуда военно-морские корабли еще могли выбраться для крейсерства - Балтику и Чёрное море - вот сюрприз - союзники "законопатили". В Архангельске на Соломбальской судоверфи могли собрать сам деревянный корабль (из сосны), но там не было ни паровых машин, ни экипажей, и вообще уровень судостроения был невысоким, в сравнении с Балтикой.
Разбивку на плазе начали 24 сентября 1855 года, официальная закладка состоялась 5 января 1856 года, первый из шести кораблей спустили на воду 30 мая 1856 года. Как раз к этому времени в Архангельск с Черного моря добрался 32-й флотский экипаж в 500 человек. 29 июля 1856 года четыре клипера с Белого моря ушли на Балтику - но под парусами, без машин, которых в количестве, необходимом для оснащения всех кораблей, сделать и доставить в Архангельск не успели.
Задание на изготовление машин было дано Ижорским заводам 2 сентября 1855 года, до этого они были загружены заказами на машины (в основном канлодки) для кораблей в Балтийское море, которые - с учетом военной обстановки - рассматривались как более приоритетные. Первая паровая машина, которую по частям зимним путем доставили в Архангельск через Вологду, прибыла 23 мая 1856 года. Сборку осуществляли присланные из Колпино специалисты, своих в Архангельске не было. Первая проба машины на корабле ("Опричнике") прошла 15 августа 1856 года. В Архангельске машины поставили только на два клипера, которые ушли на Балтику 14 сентября 1856 года. До Кронштадта они дойти не успели, на зимовку встали в иностранных портах, благо, война уже кончилась.
Если бы строительство клиперов было затеяно весной 1854 года и рассматривалось как приоритетное в сравнении со всеми прочими задачами (непонятно почему, но допустим), то в лучшем случае клиперы могли бы быть готовы осенью 1854 года, а в крейсерство уйти весной 1855 года. Если бы, конечно, союзники их по пути случайно не выловили. Вопрос о том, как бы архангелогородские клипера снабжались в северной части Атлантического океана, оставим за скобками. Равно как и вопрос о том, какой наряд сил союзники выделили бы летом 1854 года на Белое море, если бы узнали (а узнать вполне могли) о начатой там постройке рейдеров, и о том, насколько настойчиво они бы там действовали.
А до весны 1854 года смысла строить клиперы на Белом море и не было.
Проще (дешевле и быстрее) было строить их сразу в Кронштадте.
После войны к этому и вернулись. А возраставшая убогость судостроительной базы Архангельска вкупе с прогрессировавшим обмелением Двины, ограничивавшим габариты строящихся кораблей, привели к тому, что в 1862 году военное судостроение в Соломбале было ликвидировано окончательно.