От Prepod Ответить на сообщение
К sss Ответить по почте
Дата 01.12.2016 13:45:50 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Добавлю, что это признание суверенитета

>Т.е. качественно более высокий уровень по сравнению с другими князьями, которые на тот момент еще далеко не безоговорочно принимают главенство над собой и лично Ивана, и вообще Москвы. А многие из тех, кто принимают - принимают еще не как царя (некую сакральную необсуждаемую власть, данную непосредственно богом), а просто как более крупного властителя, с которым им временно по пути, а там видно будет.
Скорее это внешнее признание 1. политической независимости; 2 Ивана как законного наследственного правителя этого независимого государства.
Договаривались-то с папой, по западноевропейским понятиям источником и светской власти в том числе. Раз признан папой, значит с ним можно иметь дело, по крайней мере его послания есть смысл прочитать, а с послами поговорить, а не не разыгрывать мизансцену "Кто ты такой? Давай до свиданья!". Так что прак с С.Палеолог вполне в русле его внешней политики, не главный элемент, конечно, но важный. А двойное дно в том, что Ватикан, по всей видимости, предполагал поставить на повестку дня вопрос о признании Москвой унии, а Иван предполагал признание Западом его как монарха всея Руси, то есть признание его прав на всю так сказать, "отчину и дедчину", а не только на то, что контролировалось по факту на тот момент.
Естественно, обе стороны в ожиданиях обманулись. Оно и к лучшему, играть в династические игры чревато, как показал пример чехов с поляками. Да и Софья, видимо была изрядно умна, раз смекнула, что в православной стране лучше себя позиционировать как православную христианку.
>Данный брак и подводимая им идеологическая платформа Москвы как третьего Рима была не просто полностью в русле тенденций централизации, но и объективно позволила ускорить процесс, ИМХО. (а особенно - наследование именно Василием)
ИМХО важнее все-таки не идеи, которые потом приведут к концепции "Москва - третий Рим", а признание папой факта наличия на Востоке суверенного христианского государства с законным наследственным правителем.