От Андю Ответить на сообщение
К Kimsky
Дата 01.03.2016 22:46:36 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Не соглашусь. (+)

Здравствуйте,

>но по факту не стали даже Аустерлиц, Дрезден, Фридланд.

Хотя бы потому, что Бородино кроет их по масштабу, и по тому, что обеими сторонами ставилось на карту. А так... Аустерлиц? Даже для этой очень красивой победы, "чисто военные успехи сражения не должны преувеличиваться, т.к. Н. далеко не полностью использовал свой успех" (Стефан Беро, "Военная наполеоновская революция", т.2).

Бородино явилось "боевой ничьей", которой едва не стало и Ватерлоо. Отошёл бы в отсутствии пруссаков Велингтон ночью, заняли бы френчи потом Брюссель и что? И та, и другая битвы стали мощными лобовыми ударами французской армии в занятую "союзниками" оборону. Оборона выстояла, "гений Наполеона" не блеснул ни там, ни там. При том, что фр. армия периода Бородина легко кроет её же периода Ватерлоо.

>Почему удастся не побить, не отбросить, а именно сокрушительно разгромить - лишив ее возможности отойти, получить подкрепления, реорагнизоваться и продолжить действовать - мне не вполне ясно.

Я не буду спорить, т.к. подобного тезиса не выдвигал.

>Как и почему - раз не удалось закопать вражескую армию при Бородино - стоит выкинуть его из списка побед, и оставить там множество других сражений наполеоновских войн, где также уничтожения вражеской армии добиться не удалось (и не только вроде как выигранных французами, если что).

Ну, какая это победа, право слово. Армия врага отошла в полном порядке, настоящая столица вражеского государства ещё чёрти где, переговоров о мире нет и не предвидится, собственная армия голодает всё сильнее и сильнее... Или повторять наполеновскую пропаганду, что занятие Москвы кроет всё и вся и делает его мега-победителем? Хм.

"Victoire de La Moskova. Н. выбрал это название, позаимствованное у реки, протекавшей на севере поля битвы, т.к. хотел провести аналогию между схваткой и занятием Москвы. С его т.з. падение русской столицы, как неизбежное последствие победы de La Moskova, должно было заставить Александра I искать мира. Мы знаем, что оба эти события не ослабили воли русских к сопротивлению. Александр I был в свою очередь обманут Кутузовым, который утверждал, что эта битва стала русской победой, названной "Бородино". Царь наградил его жезлом фельд-маршала и 100 000 рублей. Под именем "Бородина" битва стала мифом-основателем русской военной идентичности, и остаётся таковой до сих пор в том смысле, что она позволила русской армии отойти, чтобы подготовить победное зимнее контр-наступление". :-)

Всего хорошего, Андрей.