От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.02.2016 11:08:21 Найти в дереве
Рубрики Армия; 1917-1939; Версия для печати

"У меня пиар лучше" (с) морская свинка из анекдота

Джеймс Корум в своей работе «Корни блицкрига»: Ганс фон Зект и германская военная реформа» пишет:

«Единственной — но самой большой лазейкой в Версальском соглашении было отсутствие каких-либо ограничений на число унтер-офицеров в Рейхсвере. Немцы с максимальной эффективностью использовали эту союзническую оплошность. В 1922 году Рейхсвер имел 17 940 старших и 30 740 младших унтер-офицеров — сержантов и ефрейторов — в полностью укомплектованной армии унтер-офицеры составляли больше половины личного состава. Число старших унтер-офицеров к 1926 году выросло до 18 948 человек. Число сержантов также должно было увеличиться после 1922 года, чтобы достигнуть к 1926 году запланированных 40 тыс. сержантов и ефрейторов, оставляя германскую армию лишь с 36 500 рядовых.{219} Рейхсвер не стеснялся использовать унтер-офицеров на должностях, которые в других армиях занимались офицерами. Например, немецкие унтер-офицеры обычно занимали должности командиров взводов. Когда в 1933–34 годах началось перевооружение, многие из унтер-офицеров Рейхсвера стали офицерами.{220} Стандартные требования к подготовке унтер-офицеров были необычайно высокими. Получить унтер-офицерское звание в Рейхсвере было гораздо сложнее, чем в старой Имперской армии. Для продвижения начиная с самого низкого уровня необходимое было сдавать очень жесткие экзамены.{221} С таким превосходным унтер-офицерским корпусом фон Зект мог с гордостью называть Рейхсвер Führerheer (Армия командиров), которая в свое время послужит эффективной основой для большой армии. Система подготовки унтер-офицерского состава была сильна в германской армии и до подписания Версальских соглашений; ограничения, наложенные союзниками, просто вдохновили немцев к дальнейшему продвижению в том же направлении. Мартин ван Клевельд отметил, что «в то время как интеллектуальный, думающий унтер-офицер был исключением в 1914 году, он стал правилом двадцать пять лет спустя».{222}

http://militera.lib.ru/research/corum_js/02.html В оригинале (издание 1992 года) стр. 47-48.

Из приведённого отрывка вырисовывается грандиозная картина хитрых немцев (а точнее, фон Зекта), которые тайно подготовили десятки тысяч будущих офицеров. И немало людей, прочитавших эту книгу, восприняли всё как есть.

Однако реальность была более сложной. Приведу отрывок из другой работы:

«Взгляд, что только массовая армия может спасти Германию в будущем конфликте, отвергался Зектом. Однако для него было ясно, что рейхсвер в его текущем состоянии не был достаточно сильным для отражения нападения. Соответственно он рассматривал рейхсвер как Führerheer (армия командиров), который создаст базу для будущей действующей армии из примерно 300 000 человек…

Идеи Зекта остались мечтой; во-первых, Версальский договор предотвратил их реализацию. Однако, даже если бы договор и позволил создать армию Зекта, оставалось под вопросом могла ли быть создана Führerheer. Причины этого лежат в сравнительно низком качестве новых рекрутов, которые пришли в вооружённые силы, особенно в период так называемых «золотых двадцатых», когда хорошо работала промышленность и безработица была сравнительно низкой. Так, в ноябре 1925 года, капитан Фридрих Фромм, позднее главнокомандующий Армии Резерва (Erzatzheer), выступил с докладом о текущем состоянии армии и перспективах будущего увеличения. Он дал понять, что в 3-й дивизии только 15-25 процентов личного состава отвечают требованиям Führerheer — то есть они могут быть подготовлены по более высоким стандартам, чем требует их текущее положение, или, как выразился Фромм, «чтобы даже самый молодой и самый тупой солдат был способен возглавить взвод». Причина этого разочаровывающего результата, согласно Фромму, была в том, что процесс отбора потенциальных солдат не изменился с довоенных времён, и что многие солдаты не в состоянии справиться с возросшими требованиями, с которыми они столкнулись в рейхсвере. Эта проблема была усилена тем, что кадровая база, из которой рейхсвер мог выбрать своих потенциальных солдат, не обязательно содержала наиболее подходящие и образованные слои общества. По словам Фромма, солдатское жалованье было слишком низким, чтобы привлечь этих людей, которые предпочитали лучше оплачиваемую карьеру в гражданской жизни».


Matthias Strohn, The German Army and the Defence of the Reich: Military Doctrine and the Conduct of the Defensive Battle. Cambridge University Press, 2011. P. 104.

Корум не приводит каких-либо численных данных о «многих» унтер-офицерах, ставших офицерами, причём ссылается в этом случае почему-то на книгу о люфтваффе (Herbert Molloy Mason, The Rise of the Luftwaffe (New York: Ballantine, 1973), 73–74). Впрочем, нужные нам данные можно посмотреть в старом добром Мюллере-Гиллебранде. Вот что он пишет:

«Особую трудность представляла подготовка необходимого числа офицеров. В результате резкого увеличения количества воинских частей сухопутной армии образовался большой некомплект в офицерском составе… Небольшой контингент, состоявший из 3600 офицеров армии Рейхсвера (не принимая в расчет около 400 офицеров санитарной, ветеринарной и артиллерийско-технических служб), не мог удовлетворить возросшие потребности в офицерских кадрах. Поэтому были проведены следующие мероприятия:

3. Унтер-офицеры сухопутной армии Рейхсвера, отвечающие требованиям, были допущены на офицерские должности, причем благодаря высокому уровню обучения в частях Рейхсвера они оказались особо ценными офицерами. Таким путем было получено около 1500 офицеров. Эта мера, однако, обострила недостаток в унтер-офицерах».


Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг. М., 2002. С. 37-38.

Полторы тысячи офицеров из более чем 50 тысяч унтер-офицеров… Это даже не 15%, а значительно меньше… Гора родила мышь.

С уважением, Пауль.