>>Но без обсуждения самоё документов остаёмся с простым фактом: утром 25 октября 1944 г. японские линкоры ВНЕЗАПНО атаковали американские авианосцы. Не больше, и не меньше.
>
> Это был не первый случай внезапной атаки на море. Авианосец который не ведет (по любой причине) воздушное патрулирование ничем по возможностям обнаружения противника не отличается от любого другого НК. В обеих примерах Фридмана АВ патрулирование не вели за что и поплатились.
Так речь не только о разведке силами палубной авиации (патрулирование у Самара как раз было, и первое сообщение о противнике всё-таки от "Эвенджера" ПЛО), а о том, что никакие другие силы Куриту утром 25 октября не "вели".
Кроме того, авианосец может не вести разведку из-за, например:
1. Погодных условий
2. Недостатка сил (если уже выполняется другая, например, ударная задача)
3. Соображений скрытности (при набеговых операциях)
Во всех этих ситуациях авианосец оказывается в ситуации риска. Прикрытие тяжёлыми артиллерийскими кораблями риск во многом снимает, если не устраняет полностью. В чём, собственно, и проявляется одно из наиболее ценных качеств надводных (в т.ч. артиллерийских) кораблей - они являются наиболее надёжным средством ведения боевых действий. Кстати, даже в ТТЗ на "Советский Союз" красвоенморы писали про "придание уверенности при проведении наших операций"))