От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Сергей Зыков
Дата 21.12.2015 02:37:44 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Re: ещё фото...

Очерковые книги ; Литературно-критические статьи
Григорий Бакланов - 1985
ЗА ДАЛЬЮ ВРЕМЕНИ
Не так давно, в последнюю годовщину разгрома фашистских армий на Волге, был найден в земле при рытье фундамента солдатский медальон.
Когда-то подобные вещи и находкой не считались, а теперь они становятся редки. И вот -по центральному телевидению обратились к людям: может быть, кто-то из живущих ныне помнит, знал этого защитника Сталинграда, расскажет о нем? Во время войны эти эбонитовые черные медальоны должны были носить при себе все бойцы и командиры, сражавшиеся на фронте. В них сообщались самые краткие сведения: фамилия, имя, отчество, группа крови, что-то еще, не помню уже что. Их выдавали живым, чтобы в случае гибели солдата они рассказали о нем то, что сам он уже не расскажет, в случае ранения — помогли спасти жизнь. Но минули десятилетия, и обычный предмет военного обихода, имевший когда-то чисто практическое назначение, стал реликвией. Время сделало то, что всегда совершает искусство, превращая единичный факт, рядовой случай в художественное обобщение, раскрывая в судьбе одного человека — судьбы многих и тот глубинный смысл, который не всегда открыт современникам.
Вот с таким же чувством смотрел я фотографии Валерия Фаминского. Он был во время войны фотокорреспондентом Главного санитарного управления, собирал материал для военно-медицинского музея, фотографировал на многих фронтах. Но это, конечно, не сам фронт, не передовая и не поле боя, а близкие тылы фронта, медсанбаты, раненые, более отдаленные тылы и даже, ну, что ли, парадная сторона войны, впрочем, уже закончившейся: например, отправка Знамени Победы в Москву, или выход из комендатуры первого коменданта Берлина генерал-полковника Берзарина, или посещение госпиталя генерал-полковником. Сам я эту сторону войны знаю плохо, практически не видел ее. И хотя на Северо- Западном фронте зимой сорок второго года я был как раз в 34-й армии, которой тогда командовал именно генерал Берзарин, но от рядового до командующего так далеко, что видеть мне его не пришлось ни разу. А здесь, на фотографиях, — уже победный май сорок пятого года, Берлин, и браво, весело смотрит в объектив аппарата молодой еще генерал, герой закончившейся войны. И уж конечно па всех лицах отсветилось то же самое, что и на его лице, и даже раненый, загипсованный по шею боец глядит орлом, как в «Теркине» сказано: «Говорят: орел, так надо и глядеть, и быть орлом...» Солдат этот, надо полагать, и после не был забыт в госпитале, раз сам комендант Берлина в присутствии врачей лично обратил на него внимание и тем отметил. Но вот еще одна подробность, которая со временем для романиста будет не менее дорога, чем выражение лиц: надпись на груди у солдата, прямо по гипсу — когда ранен, что за ранение, когда наложен гипс. Точные подробности войны, которым в то время и значения никто не придавал, становятся теперь бесценны, как тот медальон. Повторю: война, запечатленная на этих снимках, не знакома мне, я тут скорее любопытный зритель. Однако мне кажется, что фотография, на которой позирует художник студии Грекова, вышедший на этюды в Берлине, это не столько документ времени, сколько памятный снимок для семейного альбома. Но вот другие фотографии. Тут все не приготовлено, все так, как было. И лица те, и тот дух времени. Вот стоят у дерева раненые солдаты, ждут транспорта в медсанбат. Ноги их в обмотках, в сапогах растоптанных, позы, выражения лиц... Они оттуда, с передовой, из боя. А центр фотографии, конечно, этот усатый солдат, который на палку оперся; таких мы по молодости лет называли тогда стариками. Он видит, что его фотографируют, но строго смотрит. А двое других даже не повернулись, спинами стоят. Быть может, та, названная мною альбомной, по качеству не хуже этой. Может быть, так. Но они несоизмеримы, несопоставимы, потому что на этой — судьба народная, а на той, благополучной, позирует человек, которого общая беда коснулась совсем не так, как этих солдат. Я вовсе не против того, чтобы рисовали, более того, я знаю, что это было нужно, но я говорю о разнице судеб. Она-то и дает глубину содержания, сделала одну фотографию явлением искусства, другую — альбомным снимком. И это при равном мастерстве. Не до позы солдатам, вся тяжесть войны еще лежит на них, на всех, не ...

Военно-медицинский музей, 1943-1993: исторический очерк
ограниченном времени, не говоря уже о боевой обстановке, которая нередко вынуждала прекращать работу и вместо фотоаппарата и кисти брать в руки оружие.
Особо отличился фотограф В.В.Фаминский, побывавший на многих участках фронта и награжденный за свою работу орденом Красной Звезды.

http://school-education.ru/gallery-maj/faminskiy/
В.В. Фаминский — Профессиональный фоторепортёр
Профессиональный фоторепортёр.
Валерий Всеволодович Фаминский (1914–1993) – профессиональный фоторепортёр. Призыву на военную службу не подлежал – «белый билет» из-за сильной близорукости. Но с 1943 по 1945 г. – доброволец в звании рядового, фотокорреспондент Главного военно-санитарного управления, побывал почти на всех фронтах, награждён боевыми орденами и медалями. После войны более сорока лет проработал в Московском городском отделении Художественного фонда РСФСР. Участник множества выставок, в числе которых и персональные. Но всегда одно из важнейших мест во всех экспозициях Мастера занимала Великая Оте¬чественная война. Тяжелейший трудовой, профессиональный и боевой подвиг военных медиков, спасших тысячи жизней, и тех бойцов, чьи жизни они спасали. Смерть, боль и люди…
Валерий Всеволодович был сугубо мирным человеком и не любил рассказывать о войне. Лишь незадолго до смерти удалось уговорить его записать то, что он помнил. Зарисовки, похожие на моментальные фото.
Штрихи. Контрасты. Фронт и тыл. Война и Мир. Отрывки из этих записей и немногих сохранившихся фронтовых дневников, которые ныне впервые доступны читателям, сохранили для нас повседневную правду войны. Правду, не всегда приглядную, но предельно честную – какой и должна быть Память о той войне.


Медпункт у фронтовой дороги | Валерий Фаминский
http://sov-photo.livejournal.com/215673.html
Медпункт у фронтовой дороги
Германия, апрель 1945 г.
Валерий Фаминский. Советское Фото, № 05 за 1980 г.
http://sovphoto.ru/regular/80-05/80_05_04_spring45.jpg






ФотоАльбом №35 Наша История, Избранные фотографии, 1900 - 2000 г.
http://www.zerkalotv.ru/alboms/3/9321/berlin-vremya-semki--30.04.1945%20%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80-%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg



berlin-vremБерлин, Германия, апрель,1945 Фотограф - Валерий Фоминский.jpg