От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.12.2015 22:03:58 Найти в дереве
Рубрики Стрелковое оружие; 1917-1939; Версия для печати

Пропаганда снайперов в передовой "Красной звезды", 1940 год

Растить кадры снайперов пехоты

Широкое развитие артиллерии, авиации, механизированных и танковые войск, массовое их применение в современном бою отнюдь не умаляют роли пехотного оружия. Наоборот, значение всех видов пехотного оружия непрерывно возрастает.

Новейшая боевая техника лишь заставляет обе стороны действовать скрытнее, тщательнее маскироваться и применяться к местности, глубже зарываться в землю. Находить противника, поражать его живую силу становится все труднее и труднее. Артиллерия не может полностью уничтожить врага в окопах, траншеях, щелях и особенно в долговременных укреплениях. Артиллерия неспособна также окончательно закрепить за своими войсками местность, даже если противник понес жестокий урон от ее огня. То же можно сказать и об авиации и танках. Их дело завершает и закрепляет пехота своим оружием. Вот почему меткий выстрел одиночного бойца остается важным элементом современного общевойскового боя.

В этом свете особое значение приобретает снайпер. Его роль все более и более возрастает. Он вооружен винтовкой с повышенной точностью боя и скорострельностью. Его оружие снабжено прекрасным оптическим прицелом, позволяющим достигать поразительной меткости в стрельбе. Он обладает навыками совершенной маскировки и отличного наблюдения за полем боя.

Снайпер ведет огонь в любых положениях, по различным целям. Будучи отлично замаскированным, он видит дальше и лучше, чем обычные стрелки, и целится всегда наверняка. Он — снайпер. И этим сказано многое.

Во взводе снайперская пара решает серьезные задачи. Она поддерживает взвод в наступательном бою, выводя из строя пулеметную, орудийную прислугу и другие важные цели. Снайперская пара окажет большую помощь танкам, взаимодействующим с пехотой, уничтожая прислугу огневых противотанковых средств противника. В обороне снайпер поражает важнейшие цели, лишает подразделения противника командного состава, уничтожает связных, посыльных.

А в горных и лесных условиях снайперская пара незаменима. Порой она способна решать такие задачи, которые под силу стрелковому взводу. Искусно замаскированная в скалах снайперская пара в состоянии задержать наступление многочисленного противника. Такие примеры известны в истории последних войн. Сноровистые, натренированные снайперы умеют стрелять с деревьев, с гор и по их вершинам, сверху вниз и снизу вверх, на ходу и с места. Они выбирают выгодные места для постов и метким огнем уничтожают одну цель за другой.

Большую помощь окажут снайперы в борьбе с парашютными десантами. Они способны бороться даже с такими совершенными техническими средствами, как пикирующий бомбардировщик или танк. При надлежащей выучке и эта задача явится для снайперов посильной. Обладая точным глазомером, навыками производства меткого скоростного выстрела, снайпер попадет в жизненную часть самолета, смотровую щель танка. Его огонь будет особенно губительным для экипажа, вынужденного выйти из танка в ходе боя.

Снайперская винтовка эффективна и в борьбе с долговременными огневыми точками. Снайпер может ослепить ДОТ, выведя из строя перископ, уничтожить солдата, тогда тот откроет амбразуру.

На всякой местности и в самой разнообразной обстановке боя действия снайперов будут успешны, если, конечно, командиры правильно поставят им задачи и сумеют с пользой для боя применить их искусство.

Ясно поэтому, что подготовка снайперских кадров — серьезная, неотложная задача войскового командования. Все должно быть сделано, чтобы программа обучения снайперов была выполнена до конца.

Необходимо, прежде всего, успешно завершить окружные сборы начальников снайперских команд. Последние предназначены руководить снайперскими сборами в полках. Отсюда понятно, каково значение окружных сборов. Они призваны выработать единство взглядов на методику подготовки снайперов с учетов опыта современных войн.

Снайперская подготовка, пожалуй, наиболее сложный вид обучения бойца пехоты. Следовательно, начальники снайперских команд должны приобрести на окружных сборах прочные организационно-методические навыки.

Начальники команд должны совершенствоваться на сборах в личном искусстве ведения огня, в деле боевого использования снайперов. Они обязаны образцово овладеть оптикой. Все это требует серьезного внимания к окружным сборам, заботы о высоком качестве занятий.

Не меньшее значение имеет и успешное проведение сборов младших командиров, предназначенных для работы со снайперами. Младшие командиры собираются в масштабе дивизии примерно для тех же целей, ради которых проводятся окружные сборы начальников команд.

Что же касается полковых сборов снайперов, то их состав определился в процессе отработки начальных стрельб. Там же, где об этом забыли, необходимо немедленно выделить кандидатов, разумеется, из числа лучших стрелков, строго придерживаясь соответствующих указаний. Цель полковых сборов — выработать у снайперов навыки и приемы меткой стрельбы на различные дистанции и в разнообразных условиях боевой обстановки, научить их в совершенстве владеть материальной частью оружия и оптическим прицелом.

Но сборы — это только часть дела. Нельзя считать, что одного пребывания бойца на полковых сборах достаточно, чтобы сделать его первоклассным снайпером. Он там получит основательную выучку. Но от нее ничего не останется, если командиры рот не будут повседневно совершенствовать своих снайперов. Совершенствованию снайперского искусства нет предела. Поэтому снайперы и должны обучаться в ротах в течение всего года. Командиры частей обязаны планировать их подготовку, указать объем знаний и навыков, которые надо преподать снайперам в ротах до сборов, во время сборов и после них.

Важно, чтобы командиры подразделений не только организовали специальную подготовку снайперов, но и учились правильно их использовать в бою. К сожалению, есть такие взводы и роты, где снайперы на тактических занятиях и учениях используются в качестве связных, посыльные или обычных стрелков, не получая специальных задач. Это — вреднейшая практика. Она снижает интерес бойца к снайперскому делу, создает превратные представления о роли снайперов. Да и сами командиры в таких случаях лишают себя необходимой тренировки, не учатся ставить снайперам специальные задачи. Уже к тактическим занятиям отделений нужно обязательно привлекать снайперов. Это тем более верно для последующих этапов тактической подготовки пехоты.

В обучении всех стрелков, а снайперов особенно, большое значение имеет оборудование стрельбищ. Небезызвестно, что в некоторых частях занятия обставляются так, что снайперу незачем вести наблюдение за полем боя, отыскивать цели, определять до них расстояния, поскольку он уже раз навсегда знает, где и какие цели могут на данном стрельбище появиться. Целеуказание в такой обстановке превращается в простую формальность. Точно также и маскировка при подходе на огневой рубеж и расположении на нем носят подчас формальный характер.

С таким злом надо всемерно бороться. Многое можно сделать, чтобы не было шаблона в занятиях на стрельбище. Можно, например, разнообразить ориентиры, показывая их снайперу в различных комбинациях. При этом надо избегать сильно заметных ориентиров. У нас любят порой украшать стрельбище такими выделяющимися ориентирами, как макеты церквей, да еще выкрашенных в белую краску, заборов, колодцев с журавлями. В действительном же бою ориентирами чаще всего служат малозаметные местные предметы: кустик, бугорок, груда камней и прочее. Их не трудно создавать на стрельбище и часто менять их. Имея достаточное количество блиндажей, можно с помощью подобных ориентиров создавать поучительную для снайперов обстановку. Этому поможет и частая смена мест для ведения огня в пределах своего участка на стрельбище, а также и смена самого участка. Здесь нужна выдумка командиров, как и в любой отрасли обучения войск.

Забота о росте кадров снайперов — первый показатель высокой огневой культуры стрелковой части.

Красная звезда. 1940. 26 мая (№ 119).

С уважением, Пауль.