От SKYPH Ответить на сообщение
К doctor64 Ответить по почте
Дата 29.09.2015 16:46:09 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Локальные конфликты; Искусство и творчество; Версия для печати

Re: наверное прямое


>>Сикхизм (от слова "сикх" - ученик) - одна из индийских религий, которая в конце XV - в начале XVI столетия возникла на почве объединения индуизма и ислама.
>"объединения" - это весьма громко сказано. Начнем с того, что сикхи - монотеисты.

К индуизму нельзя подходить с оценками, рожденными концепциями авраамических религий. Как религиозный феномен индуизм чрезвычайно сложен и противоречив. Политеизм или монотеизм в рамках индуизма - это, в общем, условности. На самом деле в индуизме все намного сложней. Можно с легкостью привести великое множество цитат из самых что ни на есть ортодоксальных книг классического индуизма, прямо утверждающих единственность бога. Возможно, таких прямых утверждений тысячи, я приведу лишь некоторые цитаты только из Упанишад, причем, далеко не все. Упанишады, как известно, это священные писания индуизма категории шрути, то есть, это по определению изначально боговдохновленные канонические священные тексты индуизма, и приведенные мной цитаты, с точки зрения самого индуизма - это неоспариваемый священный канон, а не дискуссионные тексты.

ШВЕТАШВАТАРА УПАНИШАДА

Часть третья:

"1. Кто познает того, который един, простирает сеть, владеет с помощью сил владычества, владеет всеми мирами с помощью сил владычества, который един в возникновении и пребывании [мира], – те становятся бессмертными.

2. Ибо Рудра, который владеет этими мирами с помощью сил владычества, един – [мудрецы] не держатся второго.
Он стоит перед людьми; сотворив все миры, он, пастырь, свертывает [их] в конце времени.

3. [Имеющий] повсюду глаз и повсюду лицо, повсюду руку и повсюду ногу,
Сотворив небо и землю, единый бог выковывает [их] руками и крыльями.

Пятая часть

4. Как сияет солнце, освещая все страны света – сверху, снизу и поперек,
Так и этот бог, желанный, чтимый, единый, властвует над [всеми] существами, рожденными из [материнского] лона.

5. [Он] – всеобщее лоно – [тот], который дает созреть собственной природе и который растит все, что способно созревать,
Властвует над всем этим миром – единый, что распределяет все качества.


БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА
РАЗДЕЛ ЯДЖНЯВАЛКЬИ
ДЕВЯТАЯ БРАХМАНА

1. Тогда Видагдха Шакалья стал спрашивать его: "Яджнявалкья, сколько [существует] богов?" Он ответил согласно тому нивиду: "[Столько], сколько упомянуто в нивиде [хвалебного гимна] вишведевам – три и три сотни, и три, и три тысячи". – "Так, – сказал тот, – сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?" – "Тридцать три". – "Так, – сказал тот, – сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?" – "Шесть". – "Так, – сказал тот, – сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?" – "Три". – "Так, – сказал тот, – сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?" – "Два". – "Так, – сказал тот, – сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?" – "Один с половиной". – "Так, – сказал тот, – сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?" – "Один".



Так что использовать понятия политеистичности или монотеистичности как критерий связи с индуизмом попросту невозможно. Утверждение учасника "поручик Бруммель" о том, что сикхизма - это синтез индуизма с исламом совершенно корректен. Можно даже уточнить, что изначальный скхизм был синтезом исламского суфизма с индуистским бхактизмом. Путь спасения сикхизма, а именно сахадж-йога или нам-марг, в общем, типичен для бхактизма.