От Антон П Ответить на сообщение
К SSC Ответить по почте
Дата 25.09.2015 11:14:05 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Re: Можно пару...


>
>Спасибо за развёрнутый ответ!
Не за что

>Как думаете, что всё же представлял Слобо из себя как личность? Были ли у него, по Вашему, личные амбиции стать (предположим) сербским президентом-объединителем или его действия были скорее ситуативными и функционально заточены прежде всего на сохранение власти в условиях сильных националистических настроений в стране и верхушке? И ещё интересно - как он выглядел как руководитель помимо военных вопросов, насколько эффективно рулил экономикой?
Как личность, соглашусь с Валецким в его оценке: он был предсказуемым порождением югославского государственного аппарата, имевшим много общих черт с Туджманом, например (оба - партийные деятели с опытом бюрократической работы; явлением другого порядка был Изетбегович - уголовник и исламист). По Вашим предположениям - второе. А желание стать объединителем, наверное, было. Ну, так и у Ельцина могло иметься желание стать объединителем русских земель, но на практике ничего такого не проявилось.

>И ещё вопрос - как было настроено сербское общество и его элитные слои, плюс гуманитарная интеллигенция - насколько были мотивированы на проект "большой Сербии", были готовы ли к жертвам и лишениям?

Общество и гуманитарная интеллигенция находились на огромном подъёме на начальном этапе конфликта. В Боснии это настроение сопровождало всю войну. Однако в Сербии с течением времени происходила деморализация, потому что республики оставлялись одна за другой, вопреки ожиданиям, ЮНА не вступалась открыто за новые сербские республики, а пропаганда объясняла это несомненной прозорливостью Милошевича, который "не даст раскачать лодку" и "выполняет хитрый план". Переломным моментом стало падение Краины. Сербы твёрдо уверены, что Югославия сдала Краину по предварительной договорённости с Туджманом, что ЮНА сознательно не оказала помощь. Слобо удалось объединить страну только во время Косовского кризиса и агрессии НАТО, и то в основном из-за отсутствия альтернативы ("если не он, то кто?"). Вот после потери Косова от него отвернулись решительно все, и во время массоых протестов против президента вышли все - западники и русофилы, националисты и коммунисты, державники и демократы. Увы, сам себя перехитрил.
Говоря "Милошевич", мы сразу понимаем и элитные слои, потому что президент не был не только диктатором, но и по-настоящему сильным лидером (про его демонизацию - плюнуть и забыть). Он не был и нац. лидером вроде нашего Путина, но некоей объединительной фигурой. А элитные слои очень не хотели идти на конфронтацию с Западом, потому что Югославия сама была в него плотно интегрирована. Чего они точно не ожидали - так это такого поведения со стороны Запада, неожиданно для них решившего раздавить небольшую страну со всей непреклонностью (близко к нынешней Сирии, только в Европе). К мировоззренческому противостоянию элита начала 90-х была не готова и морально подавлена, чем во многом объясняется постоянная половинчатость решений. Больше свободы в отношениях с Западом было у Караджича в РС - так он и стал первой жертвой открытой агрессии.

>С уважением, SSC
Козарска бригада креће преко Саве