От cap2 Ответить на сообщение
К Лейтенант Ответить по почте
Дата 03.06.2015 15:52:31 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Версия для печати

По применению авиации

С 24 декабря президент Ельцин с целью "успокоения общественного мнения" наложил запрет на бомбардировки Грозного, хотя воздушные удары по военным целям за пределами города продолжались.

http://www.combatavia.info/index9chechna1.html
http://www.airwiki.org/history/locwar/chechnya/av1/av1.html
http://рустрана.рф/article.php?nid=23122

Состояние армейской авиации перед операцией

После того как штурм Грозного отрядами антидудаевской группировки 26 ноября 1994 г. закончился провалом, стало ясно, что наведение конституционного порядка в Чечне и военные операции по ликвидации "незаконных вооруженных формирований" (НВФ), а по сути своей - настоящей армии, может быть обеспечено только с помощью федеральных войск.

К вечеру 29 ноября на нескольких аэродромах Северо-Кавказского военного округа (СКВО) с большими трудностями удалось сосредоточить "оперативно-целесообразную и боеготовую авиационную группировку" численностью около 140 боевых самолетов, включая истребители-бомбардировщики Су-17М, фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Основу группировки составили подразделения 4-й воздушной армии (ныне - 4-я армия ВВС и ПВО). Позднее они были усилены частями разведывательной, бомбардировочной и дальней авиации (Ту-22М3) из других округов.

И без того непростой процесс создания группировки в данном случае осложнялся общим состоянием Военно-воздушных сил. По словам генерал-полковника авиации Петра Дейнекина, Главнокомандующего ВВС РФ в то время, отсутствие должного уровня финансирования не только не позволило вести работы по совершенствованию аэродромной сети, но и "создать необходимые запасы материальных средств: боеприпасов, горюче-смазочных материалов, запчастей и продовольствия. К началу операции они составили не более 50% от установленных норм". В ходе операции восполнение расходов этих средств в значительной степени осуществлялось не за счет промышленных поставок, а из запасов других авиаобъединений. Недостаток запчастей и агрегатов вызвал трудности с обеспечением исправности самолетного парка.

Недостаток материальной обеспеченности привел к тому, что значительная часть летного состава утратила навыки полетов в сложных метеоусловиях и применения авиационного оружия. А предстояла работа в крайне сложных, характерных для Северо-Кавказского региона метеоусловиях, особенно в осенне-зимний период (низкая облачность, обледенение самолетов и вертолетов в воздухе и аэродромов на земле, снегопады и туманы).

Далее, про бомбежку Грозного

Несмотря на улучшение метеоусловий 29 декабря, из-за действующего запрета президента штурм Грозного проводился без авиационной поддержки, что привело к неоправданно высоким потерям со стороны российских войск. Штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24М стали применяться (и то в ограниченных масштабах) по целям в городе только с 3 января 1995 г. по вызовам наземных войск для подавления узлов обороны боевиков и блокирования путей подхода подкреплений. В ряде случаев близость позиций российских войск и дудаевцев требовала от летного состава и авианаводчиков крайней точности в работе. Были и случаи, когда из-за ошибок в целеуказании или из-за стремительно развивавшейся ситуации поражались здания, уже занятые российскими войсками.

А вот активно заработали только с середины января

17-18 января, как только позволили погодные условия, штурмовики Су-25 нанесли по штабу боевиков несколько авиаударов с применением тяжелых НУРС