От Skvortsov Ответить на сообщение
К ЖУР
Дата 14.10.2013 21:35:35 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1941; Версия для печати

А Карданов и бой на вертикали описывает


Вскоре произошел памятный для меня случай, который стал пусть небольшой, но своеобразной вехой в моей боевой биографии. В тот день на аэродроме стояли всего два самолета, остальные находились в воздухе. С командного пункта поступил сигнал: «Немедленно в воздух, на перехват самолетов противника!» Лейтенант Семен Николаевич Сливко сел на свой самолет, я на другой. Взлетели. К городу Новомосковску, расположенному в 8–10 километрах северо-восточнее Днепропетровска, на высоте 200 метров нам навстречу шли два самолета противника — один Ю-88, другой МЕ-110. При подлете к городу самолет Ю-88 развернулся строго на север, а МЕ-110 — на юг. Лейтенант Сливко погнался за «юнкерсом», а я за «мессершмиттом». Сперва почувствовал, что сближаюсь с противником в режиме набора высоты. Видимо, летчик МЕ-110 заметил меня. Он резко прибавил газ, перешел в режим горизонтального полета на полных оборотах двигателей и стал быстро уходить от меня.

Собрался развернуться обратно к себе на аэродром, и в этот момент увидел над правым крылом след трассирующих пуль. Оглядываясь назад, я разворачиваюсь [59] влево. Теперь я понял, что проглядел, как меня атаковали два самолета, подобных которым я до сих пор не встречал на фронте. Что ж, вынужден вступить в бой. На виражах смотрю — заходят мне в хвост, перехожу на косую петлю — вижу, что превосходства не имеют, но и у меня его нет.

Начинаю тянуть вниз, где летные качества самолета И-16 проявляются эффективнее. Бой веду на вертикальном маневре, используя наличие высоты для разгона и набора скорости. У земли мы все трое оказались в большом замкнутом круге в вертикальной плоскости неподалеку от нашего аэродрома.

Я находился между двумя самолетами противника, расположившимися спереди и сзади. Стараюсь поймать в прицел передний, в то же время часто оглядываюсь назад, боясь стать добычей второго. Все же мне удалось на мгновение «заманить» в прицел впереди летящего и открыть по нему огонь. Я сразу же посмотрел назад, не стреляют ли по мне. Но враг не сделал ни единого выстрела, он прекратил преследование и на максимальной скорости стал уходить на запад. Посмотрел вперед, и все стало ясно: гитлеровец спускался на парашюте, а его самолет, охваченный пламенем, летел к земле...

По альбому, где были напечатаны силуэты иностранных самолетов, мы установили, что это «Арадо-197». Летчик или поторопился, или просто был малоопытный, потэтому, видимо, не попал в меня с выгодного положения.

Для меня это была большая победа, так как до этого случая я один не встречался в воздухе и не вел бой с превосходящим по количеству самолетов противником. Фашистского летчика взяли в плен. Этот рыжий верзила вел себя нагло, самоуверенно, смотрел на нас высокомерно. Был одет в кожаный комбинезон с многочисленными карманами на молниях.

Разговаривать с ним или просто спросить о чем-нибудь мы не могли — никто из нас не владел немецким языком. [60]

Скрестив руки на груди, он смотрел на самолет И-16. Вероятно, гитлеровец сравнивал свой остроносый, с длинным и тонким фюзеляжем цельнометаллический самолет с нашим деревянным, короткофюзеляжным, тупоносым самолетом, который не особенно впечатлял на земле, и, видимо, до сих пор не мог понять, как же советский летчик, летая на такой машине, сумел сбить его, аса «Люфтваффе».

http://militera.lib.ru/memo/russian/kardanov_kl/04.html