От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.10.2013 19:22:14 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Версия для печати

Возвращаясь к вопросу о "переносе" сроков начала Висло-Одерской операции.

Думаю, все уже знакомы со статьёй В. Н. Киселёва "Висла - Арденны, 1944-1945" http://www.rau.su/observer/N09_93/9_22.HTM

И там есть такой абзац:

"Наступление, о котором идет речь, в военной истории известно как Висло-Одерская и Восточно-Прусская операции, которые проводились войсками 1-го Украинского, 1, 2 и 3-го Белорусских фронтов. Первые работы, в которых описаны и обобщены боевые действия в этих операциях, были написаны по свежим следам и изданы вскоре после войны4. Их авторами являлись опытные историки и военные специалисты Управления изучения опыта войны Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Они имели доступ ко всем документам, относящимся к подготовке и ходу боевых действий на советско-германском фронте. Однако о переносе наступления на более ранний срок в указанных работах, написанных до выхода в свет исторической справки Совинформбюро, не было сказано ни слова. Версия о переносе наступления советских войск с 20 на 12 января вошла в научные труды после публикации этой справки и поныне занимает в них прочное место".

Выделенное предложение в целом верно и тем интереснее находить работы, вышедшие после 1948 года и в которых ничего про перенос на более ранний срок не пишется. Из закрытых (выходивших под грифом) работ можно назвать, например, "Сборник тактических примеров из Великой Отечественной войны. Выпуск 3. Наступательный бой стрелкового корпуса" (М., 1950) где приводятся три примера наступлений 26 гв., 129 и 18-го стрелковых корпусов в январе 45-го:

"Сосредоточение войск [5-й ударной] армии в районы переправ через Вислу намечалось произвести в период с 6 по 8 января 1945 г. Переправу на плацдарм дивизий первого эшелона планировалось закончить к 6 часам 8 января, а дивизий второго эшелона - к 6 часам 9 января.
Сосредоточение на плацдарм приданных корпусу артиллерии и танков производилось в период с 1 по 5 января по планам командующих артиллерией и бронетанковыми и механизированными войсками 5-й ударной армии.
Время готовности войск к наступлению командующим армией было указано ориентировочно 10 января 1945 г.".
(С. 81-82)

Схожие абзацы есть и в примерах про другие корпусы.

Можно взять работы военных академий написанных для внутренних потребностей (учебные пособия) - Рак П. Г. "Подготовка и ведение наступательных операций 69-й армии 1-го Белорусского фронта и 5-й гв. армии 1-го Украинского фронта (к групповому занятию на картах)" (М.: Изд-во академии им. Фрунзе, 1957); Матронов П. С. "Прорыв подготовленной обороны противника 65-м и 3-м гвардейским стрелковыми корпусами в Восточно-Прусской операции (январь 1945 года)" (М.: Изд-во академии им. Фрунзе, 1957); Альтговзен М. Л., Белоусов А. А. (М.: Изд-во академии им. Малиновского, 1973).

В первой работе о каком-либо переносе ничего не сказано, хотя запланированные сроки не озвучены.

Во второй работе пишется о переносе на более поздний срок: "Учитывая большой объем работ по устранению инженерных заграждений и готовность наступления к 8 января, разминирование местности в исходном для наступления районе было начато 23 декабря 1944 года.
В ночь с 6 на 7 января были проделаны проходы в своих минных полях. Проходы в минных заграждениях противника были проделаны в ночь на 8 января.
В связи с изменением начала наступления и перенесением его на 13 января ранее проделанные проходы были заделаны. За два дня до наступления саперы вновь начали проделывание и обозначение проходов в минных заграждениях противника".
(С. 22)

В третьей работе так же ничего не говорится о переносе, но в приложениях приводится "План взаимодействия артиллерии 52 армии с танковыми соединениями 3 гв. ТА на 12 января 1945 года" от 7 января, т.е. в день, когда Сталин только отправил Чёрчиллю сообщение о переносе начала советского наступления.

Перейдём теперь к общедоступной литературе, т.к. есть примеры и из неё.

Вот из работы А. Д. Харитонова "Гумбиненнский прорыв (Гумбиненнская операция 28-й армии - январь 1945 года)" (М., 1960), в которой создаётся впечатление, что всё шло по плану:

"В связи с тем, что перегруппировка войск армии осуществлялась в сложных условиях, командование армии приняло решение начать ее во второй половине декабря 1944 года.
...
В соответствии с планом перегруппировки 128-й стрелковый корпус в период с 28 декабря 1944 года по 5 января сдал свою полосу 2-й гвардейской армии и сосредоточился в районе юго-западнее Шталлупенена. 3-й гвардейский стрелковый корпус к этому времени вышел в район Шталлупенена. Выход соединений корпусов на исходные позиции по плану осуществлялся с 5 по 12 января 1945 года.
Перегруппировка танковых частей, которые располагались в 55 км от линии фронта, была проведена в период с 27 по 29 декабря.
Артиллерия, общевойсковая и приданная, начала перегруппировку 23 декабря 1944 года и за 5-6 дней до начала наступления вышла в районы огневых позиций".
(С. 56)

Или работа С. И. Блинова "От Вислы до Одера. Боевые действия 60-й армии в Сандомирско-Силезской операции (январь 1945 г.) (М., 1962), где аналогично ничего не написано о переносе наступления на более ранний срок:

"В соответствии с принятым решением на наступление в армии была проведена перегруппировка. в которой участвовало большинство ее соединений и частей (схема 6).
Перегруппировка и смена в войсках армии осуществлялась с таким расчетом, чтобы согласно указанию командующего фронтом от 3 января 1945 г. вывод войск в исходное положение провести: с 7 по 9 января - стрелковых частей и соединений (сменив одновременно части 5-й гвардейской армии по южному фасу сандомирского плацдарма), с 5 по 9 января - танков и самоходных орудий в выжидательные районы (не ближе 6 км от переднего края), а в период артиллерийской подготовки - к своей пехоте, с которой им предстояло вести наступление.
...
Войска армии были полностью готовы, как указывала Ставка Верховного Главнокомандования и командующий фронтом, перейти с утра 12 января в наступление и нанести удар с сандомирского плацдарма вдоль левого берега Вислы в общем направлении на Краков".
(С. 52, 57).

Более того, в приложении приводится текст приказа штаба 60-й армии от 9 января (10 ч. 30 мин.), где написано: "11. Готовность войск для наступления 10.1.45 г. Атака - особым распоряжением". (С. 180).

Может даже создаться впечатление, что на этот момент в подобных работах и не обращали внимания, но это не так. Возьмём работы Ф. В. Данилова "Радом-Лодзинская операция" (М., 1958): "Наступление советских войск намечалось на 20 января 1945 г. Однако, как известно, в связи с поражением англо-американских войск в Арденнах и обращением английского правительства к советскому Верховному Главнокомандованию с просьбой срочно помочь им начало наступления было перенесено на 12 января". (С. 8).

Или вот отрывок из работы М. М. Кирьяна "С Сандомирского плацдарма (Наступление 5-й гвардейской армии в январе 1945 года)" (М., 1960): "Принимая во внимание катастрофическое положение англо-американских войск, Советское Верховное Главнокомандование сочло необходимым перенести начало наступления Советской Армии с 20 на 12 января 1945 г.". (С. 10).

Хочется добавить, что в современной отечественной историографии местами всё ещё живёт теория о переносе наступления на более ранний срок. Вот в одной из недавних работ написано следующее: "Верная своему союзническому долгу, наша страна оказала помощь англо-американским войскам. Начатое 12 января, ранее первоначального срока, мощное советское наступление на фронте от Балтики до Карпат сорвало все планы фашистов на Западе. Их наступление в Арденнах и Эльзасе было прекращено". (Скворцов В. Н., Фролов М. И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Историография. СПб., 2012. С. 134).

С уважением, Пауль.