От HorNet Ответить на сообщение
К HorNet
Дата 08.10.2013 12:31:00 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Спасибо всем ответившим - я обязательно учту все пожелания

Дело ещё и в том, что в американском флоте того времени отношение к палубной авиации было очень таким, как бы сейчас сказали, "инновационным" - то есть люди от пилота до летающего адмирала, за исключением одного Тауэрса, который точно жил мозгами на 20 лет вперёд, рассматривали свой ресурс (авианосцы и палубную авиацию) как нечто новое, способное изменить ход событий на море вообще, но мало кто в 1942 решительно вписывал появлявшиеся методики в расчёты боевых сил и средств и боевое планирование в целом. Казалось бы, банальность, но именно здесь и проявляется исконно американская либеральная бизнес-философия как основа для любого другого образа мысли, в т.ч. военно-морского (и стратегического, и тактического уровней; с оперативным у них до сих пор беда, но по другим причинам). То есть, в отличие от тех же японцев, которые внедряли инновации не только в военном деле, но и в промышленности и в экономике в целом с помощью "кувалды и такой-то матери", не подвергая их всестороннему анализу, американский бизнес-подход воспринимал инновации только через призму процедур с обратной связью: даёт ли эта новая летающая ерунда какой-то профит на каждом этапе внедрения, обещает ли его после окончательного внедрения, или лучше похоронить идею сразу, как бесперспективную?
Минус данного подхода вот в чём - сталкиваясь с аналогичным ресурсом (морской авиацией, в данном контексте) вражеской стороны, американцы на всех уровнях были более склонны скорее судить по себе, чем принимать реальность такой, какова она на самом деле. Авиаторы (Brown Shoes) поэтому очень боялись японских авианосцев и полагали, что японцы планируют свои операции также всесторонне и крайне сильно озабочены уязвимостью авианосцев, согнанных в большие стада. В реальности, как мы видим, японцы вообще не заморачивались подобными проблемами, как минимум до Мидуэя, да и после тоже. А консервативные Black Shoes, к которым относились Спрюэнс и Кинкейд, например, вообще рассматривали авиацию лишь в той мере, в которой она помогает решать боевые задачи линейных (battle) или крейсерских (scout) соединений.
Много написано по поводу различий в мировоззрении ВВС США (US Army Air Force) и Fly Navy, авиации ВМС США. Но тут надо сказать, но к 1941 году в воздушных силах обоих видов ВС было куда больше очарованных полётом энтузиастов, чем нудных практиков боевого использования, хотя первоначально (в 20-х) флот резко выделялся как раз засилием этих практиков. В немалой степени притоку энтузиастов в ВМС способствовал цикл лекций, которые в Аннаполисе прочёл некто А. Н. Прокофьев-Северский, выпускник российского МКК. Очень многие в Академии восприняли это как прямой наезд на концепции линейных битв Мэхэна, ведь это звучало из уст моряка (Северский служил на эсминцах и летал на гидросамолётах в русском флоте) и одновременно авиаконструктора, чему в самих США по ряду причин, с точки зрения опыта, не было ничего похожего. И если они вполне нормально (Лэнинг, Моффетт, Кларк) отражали ментальные набеги местных фигур типа Митчелла со стороны армейских ВВС, то исходная восприимчивость американцев к европейскому опыту, в т.ч. инженерному, проглотила Северского с бОльшим аппетитом. Так что можно считать, что к созданию авианосной идеологии американцев подтолкнул русский;-)
Но в целом, спасибо всем. Бум работать.