От bedal Ответить на сообщение
К К.Логинов
Дата 11.02.2013 17:00:38 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Версия для печати

в огороде бузина...

"голландский шаг", он же "dutch roll" - следствие избыточной устойчивости.
Если самолёт слишком устойчив, то, дав ему крен - тяжело оттуда вытащить.
Устойчивость ведь означает не только и не столько удержание горизонтального положения, сколько удержание того положения, какое есть.

Итак, дают рулей - а самолёт не выправляется. Потому дают больше рулей, и самолёт, выходя из одного крена, переваливается в другой. Дают рули назад - и опять. Получается, как утка, с боку на бок - да ещё и носом влево-вправо при этом.

Устойчивость увеличивается стреловидностью крыла и положительным поперечным V. Потому на стреловидных самолётах часто крылья приопущены вниз - чтобы уменьшить устойчивость. Пример "обратного V" - Ту-154, Ту-134. На более современных толстеньких самолётах с меньшей стреловидностью "естественная" устойчивость много меньше, и там уже такого обратного V нет, даже положительное бывает.

Что касается V-образного оперения - другой вопрос, ведь стабилизатор давит вниз, а не вверх, как крыло. И влияние положительного или отрицательного V может быть как бы и не обратным. Скорее уж голландский шаг, если он и вызывается V-образным оперением, вызван сложностями закона управления. Но у БПЛА этой сложности просто нет.