От Boris Ответить на сообщение
К Нумер Ответить по почте
Дата 08.07.2012 20:20:32 Найти в дереве
Рубрики WWI; 1917-1939; Версия для печати

Приказ МВС СССР 1947 г. об итогах инспектирования военных училищ - все то же...

Доброе утро,
из сегодняшней книги:

ПРИКАЗ ОБ ИТОГАХ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ

№033 27 мая 1947 г.

Главной инспекцией Вооруженных Сил, под руководством Маршала Совет-ского Союза Говорова, проверено состояние военных училищ Сухопутных войск, воздушно-десантных войск и войск ПВО.
Из 37 проверенных военных училищ 24 получили только посредственную оцен¬ку и 13 - плохую.
Это свидетельствует о том, что в подготовке офицерских кадров — одном из важнейших вопросов подготовки армии, имеются крупные недочеты. Требования моих приказов №№ 024, 028, 045 и 081 выполнены не полностью.

Подготовка курсантов
1. Организация учебного процесса, методика обучения и качество подготовки курсантов не отвечают современным требованиям подготовки офицерских кадров.
2. На общевоенные дисциплины и изучение военной истории в военных учи¬лищах отведено разное количество времени: па строевую подготовку: в пехотных училищах — 264 часа, артиллерийских — 160-100 час., танковых — 240 час.; на физ- подготовку: в пехотных училищах — 250 час., артиллерийских — 160-100 час., в танковых — 140 час.; на военную историю: в пехотных училищах — 140 час., артил¬лерийских — 120-80 час., танковых — 110 час.
3. Выделение времени на стажировку курсантов в войсках, экзамены и резерва учебных часов предусмотрено не для всех военных училищ.
4. Стабильные программы имеются только в пехотных и инженерных военных училищах. В училищах других родов войск обучение проводится по временным программам; в военных училищах воздушно-десантных войск и ПВО эти времен¬ные программы никем не утверждены.
5. При проведении занятий по тактике совершенно недостаточно используется опыт Великой Отечественной войны. Обстановка для тактических занятий создает¬ся непоучительная и упрощенная. Противник берется пассивным, слабо оснащен¬ным современной техникой и вооружением. Навыки в быстрой оценке обстановки и принятии смелых и инициативных решений прививаются слабо.
В некоторых училищах тактические темы изучаются только теоретически. Зна¬ния, приобретенные курсантами, практическими занятиями в поле не закрепляют¬ся (училище хим. войск, училища ПВО и ВДВ).
С другими военными дисциплинами тактика, как правило, не комплексируется.
Ночных занятий во всех училищах проводится мало.
В артиллерийских, танковых училищах и училищах воздушно-десантных войск, в связи с недостаточным отпуском горючего на боевую подготовку, занятия с материальной частью в поле проводятся редко. В результате этого курсанты этих училищ не получают необходимых практических навыков в овладении техникой.
Тактико-технические данные родов войск курсантами изучаются поверхностно, изучение организации, тактики и техники иностранных армий проводится только лекционным путем.
6. Занятия материально обеспечиваются плохо. Отрыв курсантов на хозяй¬ственные работы, караулы и наряды доходит, в среднем, до 20-30 % ежедневно.

Состояние и подготовка офицерских кадров
1. Требования в отношении подбора наиболее подготовленных офицеров и под¬готовки преподавательских кадров для военных училищ не выполнены, в связи с чем значительная часть офицерских кадров военных училищ по своему военному и общему образованию, служебному и педагогическому опыту к своей работе не подготовлена.
Офицеров, не имеющих общего среднего образования: в пехотных училищах — 50 %, артиллерийских — 17 %, бронетанковых — 24 %, химических войск -15 %.
Офицеров, не имеющих опыта войны: в пехотных училищах — 44 %, артилле¬рийских — 30 %, бронетанковых — 44 %, инженерных — 40 %, связи — 35 %, ПВО — 46 %, химических войск — 40 %.
2. Подготовка кадров преподавателей для военно-учебных заведений всех ро¬дов войск не организована.
Военно-педагогический институт готовит преподавателей по тактике и огнево¬му делу только для пехотных училищ и лишь по топографии — для училищ всех родов войск. В академиях, за исключением инженерной и связи, преподаватели для военных училищ не готовятся.
Совершенствование знаний преподавателей только в системе офицерской уче¬бы не отвечает современным требованиям, особенно по вопросам методики и педа¬гогики.
Тактический, огневой и технический циклы училищ не являются центрами ме¬тодической работы. Работа с преподавателями в области совершенствования мето¬дики обучения организована плохо.
3. В военных училищах практикуется назначение на должности командиров взводов выпускников тех же училищ, что отрицательно влияет на обучение и вос¬питание будущих офицеров.
Укомплектование военно-учебных заведений переменным составом
Командующие и начальники родов войск не приняли необходимых мер к уком¬плектованию военно-учебных заведений соответствующим по качеству контин¬гентом, в результате этого укомплектование военных училищ курсантами прово¬дилось в 1946 г. с нарушением установленных приказами требований, особенно в части общеобразовательного ценза.
В пехотные училища с образованием ниже 7 классов было принято 2,1 %, в бронетанковые училища с образованием ниже 9 классов — около 15 %. Военно- парашютное и планерное училища укомплектованы также с большими отступле-ниями от установленных положений.
При укомплектовании военных училищ не всегда учитывались физическое со¬стояние, волевые и моральные качества принимаемых кандидатов, в результате чего значительная часть курсантов была откомандирована после приема в училища.

Руководство военно-учебными заведениями
1. Руководство военно-учебными заведениями со стороны командующих и на¬чальников родов войск, командующих войсками военных округов, начальников управлений (отделов) военно-учебных заведений и начальников училищ недоста-точно конкретно, а в ряде случаев совершенно отсутствовало.
2. Начальники управлений (отделов) ВУЗ родов войск контролируют ход боевой подготовки, как правило, поверхностно и нецелеустремленно и не ока-зывают конкретной помощи военно-учебным заведениям в организации боевой подготовки.
3. Помощники командующих войсками округов по ВУЗам и отделы ВУЗ окру¬гов неправильно поняли свои права и обязанности в руководстве военными учили¬щами и не оказывают должного влияния на организацию и ход учебного процесса.
4. Начальники военных училищ и начальники учебных отделов лично учебным процессом и работой циклов руководят слабо, показных и методических занятий не проводят.

Политико-моральное состояние и дисциплина
1. Политико-моральное состояние личного состава военных училищ, в основ¬ном, здоровое. Состояние воинской дисциплины удовлетворительное.
Однако, в некоторых военных училищах не изжиты чрезвычайные происше-ствия и имеется значительное количество дисциплинарных проступков.
В Калининском училище химических войск за 3 месяца наложено 140 взыска¬ний. В Чкаловском зенитном училище за 4 месяца было 15 чрезвычайных проис¬шествий и совершено 126 дисциплинарных проступков. В Ленинградском инже¬нерном училище в ноябре месяце наложено 127 взысканий, в декабре — 174. Во 2-м Киевском Краснознаменном училище самоходной артиллерии в декабре-январе месяцах 25 % общего числа курсантов и офицеров совершили дисциплинарные проступки.
Наличие большого количества дисциплинарных проступков в училищах объяс¬няется слабой воспитательной работой, низкой требовательностью части генералов и офицеров к своим подчиненным.
2. Начальники политуправлений Московского, Ленинградского, Киевского, Одесского и Уральского военных округов слабо руководят политической работой в училищах.
3. Политотделы Ленинградского, Одесского, Киевского пехотных училищ, Грозненского училища связи, Калининского училища химических войск, Чкалов- ского зенитного училища, Ленинградского инженерного училища и 2-го Киевско¬го училища самоходной артиллерии не уделяют должного внимания вопросам партийно-политической работы и увязке их с задачами училищ. Рота-батальон не стали центром партийно-политической работы. Некоторые политотделы даже по-литинформацию проводят в масштабе всего училища (Ленинградское и Киевское пехотные училища).

Учебно-материальная база и материальное обеспечение
1. Обеспеченность военных училищ учебниками и методическими руковод¬ствами крайне низкая.
Обучение ведется, в основном, по учебникам, наставлениям, пособиям и ин-струкциям, изданным до войны и в период войны, а также по методическим разработкам, не удовлетворяющим современным требованиям.
Разработка и издание новых учебников проходит крайне медленно.
2. В большинстве училищ классы и лаборатории, особенно по специальным дисциплинам, оборудованы плохо.
Командующие и начальники родов войск мало уделяют внимания обеспечению военно-учебных заведений новыми образцами техники и вооружения.
Тиры, стрельбища, учебные поля, штурмовые полосы, полигоны, танкодромы имеются не всюду, а имеющиеся оборудованы плохо.
В худшем состоянии находятся: Грозненское училище связи, Одесское летное училище ИА, училище инструментальной разведки ПВО, Чкаловское зенитно-артиллерийское училище, Полтавское танковое техническое училище и Ленинградское инженерное училище.
Начальники училищ этим вопросам также не уделяют достаточного внимания и не используют местные ресурсы для создания учебно-материальной базы.
В планерных училищах подготовка пилотов, планеристов не обеспечена планерами.
3. Материально-бытовые условия личного состава не обеспечивают в полной мере организации учебного процесса и быта военных училищ и не являются образцом для воинских частей.
Неудовлетворительно расквартированы Грозненское и Иркутское училища свя¬зи, Ленинградское, Сталинское и Ереванское подготовительные артиллерийские училища, Одесское авиационное училище.
В некоторых училищах питание курсантов плохо организовано, калорийность низкая, пища однообразная.
Обеспеченность положенным автотранспортом низкая, а из наличного авто-транспорта на ходу не свыше 50 % автомашин. Горючее на боевую подготовку отпускается в пределах 40-60 % потребности.
Курсанты военных училищ обмундированы неопрятно, плохо обеспечены обувью и постельными принадлежностями.
Командующие войсками военных округов не приняли необходимых мер по улучшению материально-бытовых условий военных училищ.

Приказываю:
1. Главнокомандующему Сухопутными войсками, командующим и начальни¬кам родов войск устранить указанные в настоящем приказе недочеты, взять под по¬стоянный контроль подготовку курсантов военных училищ. Особое внимание уде¬лить вопросам организации и качества учебного процесса и методики обучения.
2. У крепить кадры постоянного офицерского состава и преподавателей военных училищ, руководствуясь требованиями моих приказов №№ 024, 045 и 081 1946 г.
3. Пересмотреть систему подготовки преподавателей Военно-педагогическим институтом и военными академиями, с целью обеспечения и укрепления училищ квалифицированными кадрами преподавателей.
4. Повысить качество офицерской учебы преподавателей, особенно по вопро¬сам педагогики и методики обучения.
В целях усовершенствования методических знаний и навыков, предусмотреть проведение с начальниками училищ, их заместителями, начальниками учебных от¬делов и циклов одного-двух в год краткосрочных методических сборов. Организо¬вать, для наиболее нуждающихся из них в совершенствовании этих знаний и навы¬ков, переподготовку при курсах усовершенствования и военных академиях.
5. Преподавателей военных дисциплин, после 3-4 лет работы в училищах, на¬правлять для стажировки в войска на срок от 6 месяцев до года.
6. Запретить назначение на должности командиров взводов в училищах вы¬пускников этих же училищ без прохождения ими не менее двухлетней службы в войсках.
7. При укомплектовании военных училищ переменным составом строго ру¬ководствоваться требованиями приказов в отношении общеобразовательного ценза. Одновременно с этим учитывать также физические, волевые и морально- политические качества поступающих, обеспечивающие отбор в училища наиболее полноценных кандидатов.
8. Обратить особое внимание на привитие курсантам практических навыков; увеличить количество занятий, проводимых в поле с материальной частью.
9. Обучение тактике и использованию современного вооружения и военной техники проводить в условиях сложной и поучительной тактической обстановки, с активным и по-современному оснащенным противником, воспитывая у будущих офицеров навыки в быстрой, правильной оценке обстановки и принятии смелых и инициативных решений.
10. К новому учебному году обеспечить военные училища учебниками и мето¬дическими руководствами, отвечающими современным требованиям боевой под¬готовки, в связи с чем пересмотреть план Военного издательства по выпуску учеб¬ников на 1947 г.
11. Создать во всех военных училищах учебно-материальную базу — оборудо¬вание классов, лабораторий, стрельбищ, учебных полей — полностью обеспечиваю¬щую высокое качество учебного процесса.
Обеспечить военные училища горючим по норме, предусмотренной приказом МВС. Горючее, отпускаемое для боевой подготовки, использовать только по пря¬мому назначению.
12. Командующим войсками военных округов систематически контролировать и помогать военным училищам в организации учебного процесса наравне с осталь¬ными войсками округа, широко используя для этой цели командующих и началь¬ников родов войск округов.
В месячный срок устранить недочеты по материально-бытовому обеспечению курсантов (питание, обеспечение обмундированием и обувью) и принять меры по улучшению расквартирования военных училищ к снабжению их казарменным инвентарем.
Освободить военные училища от хозяйственных работ вне училищ и от загото¬вок топлива.
13. Повысить ответственность помощников командующих войсками округов по ВУЗам за состояние и подготовку военных училищ, особенно в части организации и руководства учебным процессом. Предоставить им право поверки и инспектиро¬вания всех сухопутных военно-учебных заведений специальных родов войск, дис¬лоцирующихся на территории округа.
14. Начальникам военных училищ улучшить качество обучения курсантов, по¬высить уровень военной дисциплины и принять решительные меры по созданию материально-бытовых условий, обеспечивающих нормальный ход боевой и поли¬тической подготовки.
Лично руководить офицерской подготовкой старшей группы офицеров учили¬ща и систематически проводить занятия с офицерами по основным темам боевой подготовки.
Организовать постоянный контроль за методической подготовкой преподавате¬лей, обратив внимание на качество методических совещаний на основных циклах.
15. Главнокомандующему Сухопутными войсками, командующим и начальни¬кам родов войск донести о выполнении настоящего приказа и о состоянии училищ к началу нового учебного года.

Министр Вооруженных Сил СССР генерал армии БУЛГАНИН
С уважением, Boris.