Скажу как гуманитарий
>>>>ЧТЗ свой уровень обеспечил руками малоквалифицированных рабочих, да еще за 4 мсяца выдал 1000+ Т-34.
>>>ЧТЗ свой уровень обеспечил, скорее, руками квалифицированных рабочих с ЛКЗ. Своими малоквалифицированных рабочих он делал по 20 танков в месяц.
>>Сами они другого мнения:
>Ну это ерунда, конечно. "Грубые конструкторские ошибки" не помешали ЛКЗ выпустить 368 танков за 1-е полугодье 41-го года и перевыполнить полугодовой план. А ЧТЗ выпустил только 25 танков и выполнил план на 50 %. Причины этого известны (плохая организация производства, отсутствие необходимых станков, подвели смежники и пр.).
Ерунда - это игнорирование объективных обстоятельств. Кировский завод располагал высококвалифицированными кадрами и разнообразным станочным парком, а ЧТЗ осваивал производство танков с нуля и еще получал чертежи с ошибками.
>>И количество заново привлеченных рабочих низкой квалификации заметно перекрывает число высокограмотных ленинградцев.
>Здесь статистику привести бы не мешало. Есть она у Вас?
>Приехало не так уж и мало ленинградцев (Коломиец пишет об 11 тысячах). Вот и получается, что это, скорее, они освоили конвейер и дали увеличение производства сразу в четыре раза в октябре 1941 года. А рабочие низкой квалификации постепенно повышали свой уровень и способствовали дальнейшему росту производства танков.
Конвейер был запущен в сентябре 1941 г. при личном участии Махонина. В ноябре Котин приехал и конвейер остановил.
15 000 - довоенный состав ЧТЗ.
7 500 - из Ленинграда, включая ЛКЗ и завод №175
3 000 - из Харькова (двигателисты)
1 000 - москвичи.
10 000 - по мобилизации.
2050 - с СТЗ в 1942 г.
В 1943-44 гг. работает 44 000 чел., 67% вновь прибывшимх - без имели квалификации, включая Среднюю Азию и Казахстан.