От М.Токарев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.04.2012 14:47:56 Найти в дереве
Рубрики Спецслужбы; 1941; Искусство и творчество; Версия для печати

Говносериал "по мотивам" Хруцкого

Доброе время суток!

По странному совпадению (именуемому «контрпрограммирование ведущих ТВ-каналов») с вечера понедельника 16 апреля в прайм-тайм на первом и втором каналах стартуют премьеры двух телесериалов о борьбе органов НКВД-НКГБ с уголовным и политическим бандитизмом в годы Отечественной войны. Причем сюжетной основой обоих сериалов стали приключенческие повести отменного качества, написанные и опубликованные в советские времена. Так, сериал «Лето волков», показ которого в 21.30 стартует по «Первому каналу», представляет собой вторую (после неудачной киноверсии 1976 года на киевской студии имени Довженко) экранизацию повести Виктора Смирнова «Тревожный месяц вересень». Судя по краткому содержанию серий, выложенному в сети, особого «полета фантазий» постановщиков по сравнению с сюжетом повести не наблюдается. В общем, «будем посмотреть»…
Судя по тем же анонсам + инсайдерская информация, стартующий опять же в понедельник вечером на канале «Россия» телесериал «МУР», где использованы персонажи и отдельные сюжетные ходы цикла повестей «ОББ» покойного Эдуарда Анатольевича Хруцкого, представляет собой редкое гавно. Чтобы понять это, достаточно ознакомиться с тем, «как видел» эту экранизацию взявшийся за неё известный в 1960-х гг. узбекский мангал-режиссер Эльёр Мушмухамедов (подробнее о его кинобиографии здесь):
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F8%EC%F3%F5%E0%EC%E5%E4%EE%E2,_%DD%EB%FC%B8%F0_%CC%F3%F5%E8%F2%E4%E8%ED%EE%E2%E8%F7
«Мне предложили два очень милых, чудных, славных продюсера Кузнецов и Попов эту тему. Я прочитал романы Хруцкого – такие советские романы, ничего особенного. Предложенный сценарий (сделанный сценаристкой (после Шендеровича) телепроекта «Куклы» и нашумевшей в перестройку «Маленькой Веры» Марией Хмелик – М.Т.) мне вообще не понравился. Потом они своей настырностью, своим обаянием как-то мне понравились. И я пригласил сценариста Одельшу Агишева, Агишев - своих учеников… Вот так и закрутилось: коллективные разговоры, беседы привели к созданию нескольких новых сценариев, отличных от романов Хруцкого. Если в романах Хруцкого на первом плане был событийный ряд, детективная хроника, то в нашей интерпретации на первый план выходит человеческий фактор, люди: чем они живут, какая у них личная жизнь...
Мы хотим понять и отрицательных персонажей, рассматриваем их не так, как раньше рассматривали: если отрицательный, то мазать грязью. Мы пытаемся найти в них что-то человеческое, чтобы зритель сам потом понял, как, почему это произошло. Мы относимся с пониманием, не так идеологично, не так тенденциозно, как раньше у нас было: если враг - он должен сидеть в тюрьме. Здесь без категоричности. Разные люди, разные характеры…
Там (у Хруцкого) у всех героев биографии прочерчены, это персонажи с человеческим лицом. Тут экшен идет на второй план, на первый план выходят психологические моменты, обрисовка. Я думал, а стоит ли делать? Вот так придете домой, включите телевизор – и везде выскакивают детективы, везде кто-то кого-то ловит, в кого-то стреляет, кого-то допрашивает. Но это смотреть скучно, неинтересно, мне кажется. Поэтому сам процесс расследования, поиска – он у нас идет на второй план. На первом плане люди: а кто расследует, а кто догоняет, а как он выглядит, а что у него в глазах, а что у него в личной жизни – что он за человек? Надежда только на это. Если нам это удастся, то я надеюсь, что зритель скажет, что эта картина несколько выделяется…»
Цит. по: http://www.domogarov.com/forum/index.php/topic/1799-%d0%bc%d1%83%d1%80/page__st__100
Вероятно, для большего «психологизму» роль начальника ОББ МУРа Ивана Данилова, которого при жизни Хруцкого играли Леонид Неведомский («По данным уголовного розыска») и Олег Стриженов «Приступить к ликвидации»), в проекте Мушмухамедова-Агишева досталась Михаилу Ефремову. «Главного злодея», слепленный сценаристами из Широкова-«Резаного», Гоппе-«Шантреля» и Болеслава Крука, исполняет Александр Домогаров. Интуиция мне подсказывает, что оба исполнителя главных ролей по части психологизма и глубин погружения в предлагаемые образы (даже поутру, натощак и без закуси) составляют друг другу достойную конкуренцию.
Как обычно, на консультантах в проекте сэкономили. Поэтому уже в анонсах первых серий заявлены такие душераздирающие зрелища:
- «успешное ограбление московского ГОХРАНа летом 1941 года» (вероятно, банда ухитрилась как-то проникнуть в Кремль, на территории которого хранилища ГОХРАНа располагались с 1940 года до эвакуации в Казань в августе 1941 года под охраной подразделения Полка спецназначения Управления Комендатуры Московского Кремля);
- дословная экранизация известной из «русского шансона» сцены «московская малина врагу (агенту Абвера Прилуцкому-«Круку»-Домогарову) сказала «Нет!» (это в июле 1941 года, т.е. после того, как в соответствии с указаниями замнаркома госбезопасности Б.З. Кобулова о мероприятиях УНКВД и УНКГБ Московской области по обеспечению порядка в Москве и Московской области уже 22 июня 1941 года «по линии уголовного розыска был подготовлен к изъятию уголовно-бандитский элемент в количестве 231 человека» - т.е., практически все находившиеся на тот момент в столице рецидивисты, «авторитеты» и т.п. (документы за №№ 289-290 выложены здесь: http://mozohin.ru/article/a-98.html)
- «убийство семьи ювелира Ивановского в июне 1942 года преступниками, одетыми в форму НКГБ» (в период с июля 1941-го по апрель 1943-го года самостоятельного НКГБ в реальности не существовало).
Из всего этого бреда какого-то внимания заслуживает единственный эпизод, отсутствовавший в повести «Комендантский час» у Хруцкого, но появившийся в сериале: «…Целью бандитов (летом 1941 года) становится один из стратегических подмосковных гидроузлов. Прилуцкий с помощью банды Резаного собирается обесточить Москву и затопить московское метро…». Ну, в реале летом-осенью 1941 года электроэнергию Москве давали тепловая МОГЭС и Каширская ГРЭС, часть оборудования которой была демонтирована и вывезена в Новосибирск в середине октября 1941 года. Появившийся дефицит электроэнергии был компенсирован после того, как 18 ноября 1941 года была пущена первая очередь ГЭС на Рыбинском гидроузле, где и снимали соответствующий эпизод сериала «МУР». Как всегда, напортачив с хренологией: http://rybinskcity.ru/news-7137.html
В исторической реальности на территорию Ярославской области, в т.ч. в район Рыбинского гидроузла первые группы агентов-диверсантов были переброшены осенью 1942 года, причем не по линии Абвера, а органом «Цеппелин» СД ( http://yaroslavl.fsb.ru/book/gl53.html). Абверовцы же в 1941-1943 гг. стремились использовать своих агентов на Верхней Волге (как и в Горьком) не для диверсий, а для определения приоритетных целей для бомбежек Люфтваффе.
Другое дело, что в октябре-ноябре 1941 года интересные дела происходили на Истринском гидроузле в районе тогдашнего поселка Истрастрой (ныне – «Гидроузел имени Куйбышева» с работающей с 1936 года Истринской ГЭС) и деревни Бужарово. Согласно Куровски, под Истру в район гидроузла 15 октября 1941 года был сброшен парашютный десант диверсантов 9-й роты 3-го батальона «Бранденбурга-800», приданной на тот момент 2-й мехдивизии СС «Райх». Десант был частично рассеян, частично уничтожен. А вот во время второй фазы «Тайфуна» 24 ноября 1941 года передовым немецким подразделениям 11-й танковой дивизии удалось захватить мост через Истру в Бужарово, который «не успели взорвать» наши саперы, а также недовзорванную (были взорваны шлюзы, но не дамба) плотину Истринской ГЭС, откуда немецкие саперы якобы извлекли «де тонны взрывчатки». См.: http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?id=307; http://zlv14.narod.ru/gidroyzel_VOV/gidroyzel_VOV.htm
С учетом того, что до 1 декабря 1941 года в районе Истры находилась боевая группа (полурота) 9-й роты «Бранденбурга» под командованием лейтенанта Рамштеттера (Ramstetter), «картина маслом» получается интересная, хотя никак не детализируется ни Куровски, ни Лефевром…

В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев