ИНТЕРВЬЮ НИКОЛЬСКОГО М.: Михаил Погосян, генеральный директор АВПК "Сухой"
ИНТЕРВЬЮ: Михаил Погосян, генеральный директор АВПК "Сухой"
Алексей Никольский
Ведомости
04 февраля 2002
Михаил Погосян: "Прошлый год был рекордным по загрузке предприятий".
Создание истребителя пятого поколения на замену широко известным машинам Су-27 и МиГ-29 объявлено вице-премьером Ильей Клебановым национальным приоритетом и важнейшей частью утвержденной недавно президентом программы вооружений до 2010 г. Тендер среди разработчиков нового самолета Минобороны обещает провести до конца I квартала, и его реальными участниками являются ОКБ Сухого и РСК "МиГ".
В США самолеты пятого поколения уже поставляются в ВВС (как F-22 фирмы Lоckheed Martin) или проходят испытания (как самолет JSF той же фирмы) , в то время как российские машины МФИ 1. 42 и Су-47 являются лишь экспериментальными образцами, на которых отрабатываются отдельные элементы действительно нового истребителя. Новый самолет необходим России не только для поддержания боеспособности своих Военно-воздушных сил. Продажа авиатехники составляет 60% всего отечественного оружейного экспорта (выручка от которого в прошлом году составила $4,4 млрд) , и без создания нового самолета уже к концу десятилетия России нечего будет экспортировать.
Впрочем, у идеи разработки нового самолета есть и оппоненты в авиапроме. Они сомневаются, что удастся найти средства для этой программы (по оценке Клебанова, на первоначальный этап разработки необходимо $1,5 млрд) , и указывают на то, что попытка забрать эти средства из экспортной выручки предприятий обескровит промышленность.
Одним из самых горячих сторонников разработки самолета пятого поколения является гендиректор АВПК "Сухой" Михаил Погосян, который связывает с ним будущее своего предприятия.
- Почему, на ваш взгляд, необходимо создание истребителя пятого поколения уже сейчас?
- Вопрос создания истребителя пятого поколения - это вопрос преемственности развития авиационной техники, сохранения отечественной авиационной промышленности и целого ряда других отраслей, развитие которых стимулируется развитием авиапрома. Давайте попытаемся представить, с чем придется столкнуться нашей стране, если реализацию этой программы отложить на длительный срок. Отсутствие перспектив сделает авиационную промышленность непривлекательной для способных молодых людей, которые хотели бы создавать сложную технику, вызовет отток из нее тех молодых специалистов и специалистов среднего возраста, которых не без труда нам удалось привлечь. Нет крупной программы - нет и технического перевооружения отрасли, потому что она становится также непривлекательна и для инвестиций. В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиационной техники наша страна без нового самолета будет довольно быстро вытеснена оттуда и потеряет миллиарды долларов. И, наконец, самое опасное состоит в том, что, потеряв авиационную промышленность, Россия будет вынуждена закупать боевые самолеты у других государств, чтобы обеспечивать безопасность своих границ. По-видимому, такой сценарий вряд ли кого-то может устроить. Другое дело, за счет каких источников финансировать работы по программе истребителя пятого поколения. Но и эта задача не представляется, на мой взгляд, неразрешимой.
- Американский образец массового истребителя пятого поколения - F-35 - уже выбран Пентагоном и поступит на вооружение до 2010 г. Реально ли создать до этого времени образец российского истребителя пятого поколения?
- Сроки создания такого самолета к 2010 - 2012 гг. вполне реальны. Не будем забывать, что в Советском Союзе работы по перспективной программе были начаты в середине 80-х гг. , в результате чего ОКБ Сухого создало С-37 "Беркут", а РСК "МиГ" - МФИ. На сегодняшний день наш экспериментальный самолет совершил более 150 испытательных полетов, и полученные результаты пойдут в копилку тех знаний и технологий, которые будут использованы при создании нового истребителя. Не следует недооценивать и тот научно-технический потенциал, который был накоплен за последние годы в процессе модернизации самолетов "Сухого" и других российских фирм. Ее результатом стало появление целой гаммы машин, каждая их которых обладает улучшенными характеристиками, обновленным составом бортового оборудования и вооружения. Для этого была задействована практически вся цепочка разработчиков и производителей бортового оборудования, самолетных систем, узлов и агрегатов. Мы не остановились в своем развитии, а двигались вперед.
Таким образом, в отечественной авиационной промышленности есть необходимый научно-технический задел, консолидировав который можно и нужно приступить к практической работе по программе и завершить ее в названные вами сроки.
- До 2005 г. ВВС собирается ограничиться модернизацией уже находящихся в строю самолетов. Достаточно ли имеющихся планов по модернизации для поддержания нормальной загрузки авиапромышленности?
- Да, объемы модернизации находящихся в строю самолетов не дают необходимую загрузку промышленности. Основную загрузку дают все еще экспортные заказы. Однако я думаю, что эта тенденция будет изменяться. Задача состоит в том, чтобы обеспечить необходимый уровень загрузки предприятий в условиях постоянных изменений.
- Каков должен быть объем заказа на новый самолет, чтобы его производство было оправданным?
- Называть точную цифру преждевременно, но думаю, что однозначно объем поставок должен быть не менее 500 - 600 самолетов.
- Какая экспортная цена этого самолета позволит ему быть конкурентоспособным на внешнем рынке?
- Мы должны сохранить наше преимущество перед конкурентами по критерию "стоимость - эффективность". Наш авиационный комплекс должен быть эффективнее и дешевле зарубежных аналогов. Я думаю, если цена нового истребителя будет лежать в диапазоне $35 - 40 млн, то он будет вполне конкурентоспособен на мировом рынке.
- Вы, как я понимаю, уверены в том, что именно ваша фирма победит в тендере по самолету пятого поколения, который сейчас подготавливается. Ваша уверенность основана на экономическом положении "Сухого" или на техническом заделе по новому самолету?
- Наша уверенность основана на том потенциале, который накоплен фирмой "Сухой". За последние 15 лет мы проделали огромную работу по созданию различных типов авиационной техники. Накоплен большой научно-технический потенциал, сохранена "школа Павла Сухого", обеспечена и ее кадровая преемственность. Успешно развивается направление модернизации семейства боевых авиационных комплексов на базе Су-27, Су-30, что дало возможность фирме устойчиво занимать около 14% мирового рынка истребителей и тем самым развивать науку, технологии, производство за счет финансовых поступлений от экспорта. Работа над экспериментальными самолетами дала возможность нашим специалистам осваивать новые технологии проектирования и производства. Наша уверенность основана на устойчивом долгосрочном сотрудничестве с нашими заказчиками - ВВС РФ, Китаем, Индией, организации взаимодействия на ранних стадиях создания комплекса, что дает возможность внедрять более глубокие и перспективные формы совместной работы и по программам модернизации, и по программам создания авиационной техники.
- Какой источник финансирования для разработки нового самолета должен стать основным - бюджет, средства по линии ВТС, собственные средства?
- Я считаю, что должно быть несколько составных частей финансирования, и нельзя говорить о том, что только за счет какого-то одного источника может быть решена такая масштабная задача. Это и бюджетные средства, и поступления от экспорта, и средства стратегических партнеров, которые будут привлекаться к реализации этой программы. Конкретные пропорции между ними должны сложиться в процессе работы исходя из многих факторов.
- Не стоит ли заранее объединить усилия разных фирм по созданию самолета? Как известно, РСК "МиГ" подписала соглашения такого рода с нижегородским заводом "Сокол", Иркутским авиационным производственным объединением (ИАПО) и Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО).
- Я полностью разделяю точку зрения о необходимости координации по этой программе, но считаю, что нужно не говорить о координации, а делать реальные шаги в направлении реализации программы и создания для этого эффективной кооперации всех ее участников. Без этого трудно рассчитывать на получение конкретных результатов. Мы сегодня реально координируем наши усилия с ОКБ Яковлева, подписали соглашения с основными партнерами, в число которых входят все головные институты авиационной промышленности и головные разработчики бортового оборудования, вооружения и самолетных систем. Кроме этого, подписали соответствующее соглашение с серийными заводами, которые мы привлекаем к реализации этой программы, - КнААПО, НАПО и "Сокол". Вопросу объединения усилий по реализации программы мы придаем очень важное значение. Только консолидировав имеющиеся в авиапроме ресурсы, мы можем рассчитывать на успех.
- Как вы относитесь к успехам, которые достигнуты РСК "МиГ" в последнее время на нетрадиционных рынках Азии и Африки и благодаря которым микояновцам удалось набрать портфель заказов в $1 млрд?
- Я положительно отношусь к тем успехам, которых достигла фирма Микояна в прошлом году. Мы со своей стороны тоже предпринимаем меры по расширению портфеля заказов и географии своих поставок. Совместно с "Рособоронэкспортом" ведем целый ряд конкретных переговоров. Участвуем в тендерах в Южной Корее, Бразилии, куда ранее не поставлялись наши самолеты. Стратегически наша экспортная политика - развитие долгосрочного партнерства с Индией и Китаем и выход на новые рынки с новыми продуктами.
- Как продвигается создание авиационной холдинговой компании "Сухой", объявленное в октябре прошлого года президентским указом? Будут ли до конца года акционированы заводы КнААПО и НАПО, которые должны войти в состав холдинга?
- Практическая работа по реализации указа президента "О создании авиационной холдинговой компании "Сухой" уже идет. В конце декабря вышло соответствующее постановление правительства РФ, в январе в "Росавиакосмосе" прошло несколько заседаний рабочей комиссии по его выполнению, в которую вошли представители ряда министерств, ведомств, руководители предприятий и регионов. Основными ее задачами являются разработка и внедрение мер по эффективному использованию и развитию промышленного потенциала предприятий холдинга, обеспечению социально-экономического развития регионов за счет недопущения сокращения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме того, идет формирование базовых принципов функционирования, распределения ответственности и полномочий между головной компанией, КБ и серийными заводами. Разрабатываются средне- и долгосрочные планы развития компаний холдинга с учетом интересов всех входящих в него предприятий. Завершить работу по созданию авиационного холдинга "Сухой" планируется в первой половине 2003 г.
- В каком состоянии находится процесс получения ГУП "АВПК "Сухой" лицензии на самостоятельный экспорт запчастей и послепродажное обслуживание?
- Вероятно, вам известно, что в декабре прошлого года президент подписал указ о некоторых изменениях процедуры военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В соответствии с ним правительство подготовило перечень тех предприятий, которым после его утверждения президентом будет представлена лицензия на право самостоятельной поставки запчастей зарубежным заказчикам. АВПК "Сухой" в этом списке присутствует. Но, как и прежде, всю основную работу с зарубежными странами мы будем вести в сотрудничестве с "Рособоронэкспортом". После получения такой лицензии мы начнем формирование нескольких региональных сервисных центров по обслуживанию нашей техники. Задача - обеспечить уровень послепродажной поддержки, соответствующий современным мировым стандартам.
- А как обстоит дело с созданием собственного сервисного подразделения?
- В структуре ГУП "АВПК "Сухой", ОКБ и серийных заводов функционируют службы послепродажного обслуживания авиационной техники. Их основными задачами являются осуществление послепродажного обслуживания и оперативных форм поддержки, поставки запчастей и оборудования, содействие в освоении и организации ремонта, обучение и модернизация, продление ресурса. Задача состоит в том, чтобы, объединив их усилия и возможности, предложить заказчику единую систему послепродажного обслуживания самолетов "Сухого".
- Хватит ли в связи с разработкой дорогостоящего самолета пятого поколения средств для текущего поддержания инфраструктуры и технического перевооружения серийных заводов, которые планируется ввести в состав холдинга?
- Наличие средств для перевооружения обусловлено реализацией текущих программ. Мы сегодня можем сказать, что прошлый год был рекордным с точки зрения объемов загрузки предприятий. Но, конечно, нужно привлекать и средства гособоронзаказа - не только для разработки, но и для решения вопросов технического перевооружения предприятий. Хотел бы подчеркнуть в этой связи, что реализуемые нами программы модернизации самолетов в интересах МО РФ и экспорта органично увязываются с работой по перспективному истребителю. Речь при этом идет не только о целом ряде наработанных в процессе модернизации новых технологий, которые будут использованы для его создания. В ходе этого происходит постепенное техническое обновление и самих предприятий. Таким образом, мы заранее готовим необходимую научно-техническую и производственную базу для разработки и производства перспективного российского истребителя. С другой стороны, целый ряд наработок, создаваемых нами в процессе разработки перспективного комплекса, будет внедряться в программы модернизации. Это позволит в процессе работы частично окупать затраты на создание комплекса через поставку модернизированной техники.
- Судьба Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) во многом зависит от судьбы многофункционального боевого комплекса Су-27ИБ. Как обстоит дело с его бюджетным финансированием?
- Эта тема сегодня является приоритетной с точки зрения финансирования по линии гособоронзаказа. Конечно, его объемов недостаточно для того, чтобы форсировать работу по этой программе. И здесь я хотел бы отметить то конструктивное сотрудничество, которое у АВПК "Сухой" и ОКБ Сухого сложилось с руководством ВВС, НАПО по изысканию дополнительных финансовых средств, необходимых для завершения испытаний Су-27ИБ.
- Как вы думаете, реально, что эти самолеты будут все-таки приняты в состав ВВС?
- Вполне реально.
- Недавно создано подразделение по созданию гражданских самолетов, в прошлом году взлетели гражданские самолеты Су-38Л и Су-80. Вы начали прорабатывать вопрос их использования в нашей авиации в рамках тех лизинговых программ, которые сейчас развиваются?
- Созданное самостоятельное подразделение "Гражданские самолеты "Сухого" (ГСС) должно решить важнейшую для всей компании задачу - осуществить диверсификацию нашей деятельности в области гражданской авиационной техники и обеспечить тем самым дополнительную загрузку предприятий. Задача состоит в том, чтобы обеспечить уровень загрузки наших предприятий гражданской тематикой, сравнимый с объемом производства военной техники. Это примерно около $1 млрд в год. Названные вами Су-38Л и Су-80 и, кроме того, Бе-200 и Бе-103 решают ее только частично, хотя продвижением этих самолетов на рынок мы вместе с заводами будем заниматься в ближайшее время еще активнее. Но более перспективными программами мы считаем все-таки семейство региональных пассажирских самолетов, которое ГСС будет создавать вместе с Boeing и "Ильюшиным", и сверхзвуковой пассажирский самолет бизнес-класса. Именно они дают возможность широкого освоения новых технологий, солидной загрузки предприятий и, что очень важно, внедрения в систему международного разделения труда.