Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Ньяль был настолько уважаемый человек, что его, вместе с выводком, сожгли в доме к ибиням собачьим, а тем, кто пытался выскочить, отрубили накуй головы.
>
>До этого интересного эпизода я пока не дочитал.
сори за спойлинг тогда, я думал - спрашиваешь по прочтении уже. Впрочем, сага, ЕМНИП, называется "Сага о сожженном Ньяле".
>>А так да, законоговорители были уважаемыми людьми и авторитетными пасанами. Но не надо путать причину и следствие. Они сперва были авторитетными и, следовательно, уважаемыми пасанами, а потом уж через это - законоговорителями. Но не наоборот.
>Так сага фактически начинается с развода дочери законотолкователя и "богатого хавдинга" Марда, и тяжбы последнего к своему бывшему зятя Хруту, по поводу возврата приданного.
Это тот Хрут, у которого "в кринку не лизло"?
>И авторитет Марда, совершенно не помешал Хруту прервать судебный процесс угрозой вызова на поединок.
>Или в данном случае Хрут еще более авторитетен чем Мард (по саге это не понятно)?
Это просто означало, что Мард не смог подтвердить свою репутацию делом, например, потому, что владел оружием хуже, чем Хрут. Это, кстати, достаточно частое событие в сагах: некто богатый и знатный сталкивается с героем, который его словесно опускает, а богатый и знатный засовывает язык в жопу. Смотрим, к примеру, как Скарпхеддин обозвал при всех человека пассивным педерастом, которого трахает тролль (великан) с горы, и тот смолчал. Это уголовное сообщество, и там единожды завоеванная (или доставшаяся по наследству) репутация должна постоянно подтверждаться делом - готовностью принять вызов, готовностью выхватить меч и рубить без всякого вызова, иначе следует политическая и деловая смерть.
>Но тогда почему Гуннар , вроде как не имеющий большой силы за собой, точно также без проблем вышибает это бабло из Хрута, тоже угрозой вызова на поединок.
Гуннар имел большую силу в себе. Он был лучшим бойцом в Исландии, прыгал в полном вооружении на высоту собственного роста. И в данном случае зассал уже Хрут, потому что поединок означал для него быструю гибель. В Норвегии, кстати, конунги боролись с институтом поединков - сперва берсеркерских имущественных, а потом и судебных.
Но результат этой истории является подтверждением аксиомы: "Один в поле не воин". Лично можно быть сколько угодно крутым, но если с тобой нет друзей и родни и клиентов - ты умрешь, каким бы храбрым и умелым ты не был. Об этом, также, по сути, саги о Греттире и Гисли.
>Что мешало участникам просто собрать шоблу и перебить оппонентов? Или дело в том, что отказаться от личного поединка, если вызов уже прозвучал, было не по пацански?
Мешало то, что на сбор шоблы нужно время. Не все товарищи на месте. Не все решатся сразу (в сагах нередок момент, когда кого-то зовут на драку, а тот отказывается идти с товарищами и те его яростно клеймят). Ну и главное - нападать надо так, чтобы понести возможно меньше потерь, но задачу выполнить. Поэтому такие набеги планировались и разрабатывались не мгновенно. Люди приезжают на тинг, все-таки, не для того, чтобы участвовать в резне. С Ньялем просто ситуация была из ряда вон - сожгли одно из старых семейств, из тех, что заселяли страну, в собственном доме и т. п. А из-за того, что член не лезет, никто не станет вдруг в присутствии людей выхватывать мечи и бросаться толпой на одного.