От Melnikov Ответить на сообщение
К Melnikov
Дата 22.11.2010 15:25:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; ВВС; Версия для печати

полет мысли на заданную тему

Преамбула: простейшим роботом-истребителем является... ракета! (Все уже создано до нас.)

Раз говорим о летательных аппаратах то надо говорить о таких этапах:
а) взлет,
б) полет,
в) выполнение задания,
г) противодействие внешнему воздействию
д) возвращение и посадка.

--- а --- взлет ---
Первый этап не вызывают никакого затруднения.

--- б --- полет ---
Второй этап "полет" связан с проблемой позиционирования ЛА в пространстве.
Сейчас это решает спутниковая группировка. Поэтому, в случае военного конфликта с "папуасами" (т.е. без спутн.группировки) этот способ применим (будем свой ЛА привязывать к своим спутникам).
НО!
1) На кой тогда с "папуасами" воевать с помощью беспилотников если и пилотники вполне справятся.
2) Никто не запрещает этим "папуасам" пользоваться "нейтральной" спутниковой группировкой. А раз так, то возникает вопрос о выводе из строя чужой спутниковой группировки, а это автоматом переводит войну уже не с "папуасами" а с вполне серьезным противником.
Если мы воюем с серьезным противником то сразу теряем свои спутники т.е. теряем глобальное позиционирование.
Решение в принципе есть - взять иную точку отсчета т.е. необходима другая схема привязки или схема управления.
1) управление оператором с земли.
Проблема: глушение сигнала.
Решение: необходима изрядная доля самостоятельности аппарата.
2) автономный полет по маршруту.
Проблема: как позиционировать аппарат относительно этих точек?
Решение:
а) раскидываем кучу маячков на земле - их успешно глушат за вполне ограниченное время.
б) автономность за счет визуальной ориентации (например по рельефу) - дождь, туман, облачность и все накрылось медным тазом.
в) задание начальной точки и жесткое програмирование маршрута.
Проблема одна: внешние помехи (ветер) могут сбить аппарат с курса и будет он барражировать не в том районе и вести огонь по своим.
Можно и это решить - вносить поправки на ветер, но тут все будет зависеть от точности и надежности приборов.
Последний вариант наиболее живуч (и реален) в войне не с "папуасами".

--- в --- задание ---
Предположим, что мы вывели нашу платформу в заданный район.
Следующие проблемы:
а) патрулирование
б) поиск противника
в) сегрегация целей по важности
г) принятие решение на атаку
д) принятие решение о возвращении

Патрулирование - полет по маршруту, возможно с известной долей случайности - не проблема.
Поиск противника. Это не проблема если не применяется помехопостановка. В противном случае это будет проблемой даже с использованием внешнего целеуказания. Поиск собственными силами может быть затруднен решением проблемы скрытности или ресурсами аппарата.
Решение проблемы поиска через визуальный канал не всегда решаема на 100%, но вполне реальна и наиболее перспективна (в добавление к внешнему целеуказанию).

Распределение целей по важности и между ЛА-роботами в принципе решена.

Принятие решения на атаку.... (в принципе - не проблема)

Принятие решения на выход из боя... не всегда тривиально. Возможны случаи когда необходимо будет пожертвовать этими ЛА т.о. решение о их возвращение по критерию "остаток топлива" не вполне применим, а иные критерии в голову не приходят.

--- г --- уход из под атаки противника ---

Алгоритмы не должны быть тривиальными т.к. противник может их вычислить и поймать на любом этапе выполнении алгоритма ухода.
Тут мы сталкиваемся с проблемой анализа чужих действий и быстроты принятия собственных решений...
Если мы не берем в расчет проблему ближнего воздшного боя (огонь зенитной артиллерии или ПЗРК) то уклонение в бою на дальних дистанциях вполне решаемо.

--- д --- посадка ---
Проблема в принципе решена.
Можно вспомнить Буран с его автоматической посадкой, но тут есть некоторые сомнения (МиГ-25 что там рядом делал? Может в нем сидел оператор и доводил Буран до касания?).
На самом деле все это только сомнения т.к. уже достаточно приличное время автопилот сам способен вывести авиолайнер на посадку. Для этого важно "зацепиться" за приводы т.е. выйти в район аэродрома посадки.
(Не буду говорить о том, что работающие приводы это лакомый кусок для ракет самонаведения - это понятно.)
В принципе проблема автоматической посадки решаема и решена в той или иной степени.

------------------------
Сухой остаток.
------------------------
Создание летающей платформы для выполнения тех или иных задач вполне решаемо даже сейчас.
В случае отсутствия спутниковой группировки возникает проблема позиционирования.
В любом случае необходимо решение проблемы поиска целей.
Проблема алгоритмизации ухода от под атаки противника так же важна.

В общем, пока человека заменить машиной не удается. Человек беспилотник переиграет, хотя и тут есть вопросы по тактике применения беспилотников.