|
От
|
Андрей Чистяков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.11.2010 00:42:46
|
|
Рубрики
|
WWII; 1917-1939;
|
|
"Продолжаем разговор"(с). Мемуары Бофра, 1939 г. (+)
Здравствуйте,
Итак, мы расстались с доблестным капитаном королевских мушкетёров... французской армии в Варшаве.
https://vif2ne.org/nvk/forum/2/archive/1961/1961636.htm
Однако, вернусь немного назад ("чтобы продлить удовольствие"). На предыдущих страницах мемуаров им описываются инструкции, данные Гамеленом генералу Думенку в предверии московских переговоров военных делегаций Франции, ВБ и СССР. Не знаю, печаталось ли это на русском, да там и комментарий Бофра интересен. Итак, стр. 115, первое полное предложение :
_Beaufre-115.jpg)
[248K]
"...Наконец, 27 июля генерал Гамелен, адресуя генералу Думенку выводы совещания от 17 июля, уточнил инструкции миссии в Москву следующим текстом :
"Вопрос морских сообщений между европейским западом и Мурманском необходимо согласовать с британцами, у которых есть флотское командование в этих водах : базы выхода в море находятся, к тому же, в Великобритании.
Что касается пути по Средиземному морю, то он создаёт проблему владения этим морем, и не может, по крайней мере в начале конфликта, быть надёжным путём.
В том, что касается воздушных сообщений, то нельзя исключить возможности пролёта над Германией, хотя представляется, что регулярные связи должны быть установлены гражданскими самолётами, совершающими промежуточную посадку в нейтральных странах северной Европы.
Для морских действий на Балтике было бы интересным узнать подробности о возможностях русского флота, который обладает на этом море 52 подводными лодками.
Поляки не могут признать официально в мирное время принципа интервенции русских сил на их территорию в случае конфликта, но нет сомнения, что в случае опасности они согласятся принять на своей земле советскую авиацию, может быть, даже механизированные части. Возможность увидеть их открывающими границы самым разнообразным русским силам остаётся совершенно невероятной. Мне представляется, что по данному вопросу румыны будут также крайне сдержаны, но турки будут более управляемы.
Действия в восточном Средиземноморье должны включать в себя как можно более быстрое урегулирование вопроса островов Додеканеса. Данная операция должна быть осуществлена, главным образом, турками с помощью британского флота, и союзной авиацией, в число которой необходимо в первую очередь включить русскую авиацию. И ваша посредническая роль будет состоять именно в том, чтобы получить поддержку русской авиации на Додеканесе. Эта поддержка будет также необходима, если при невозможности удержать Болгарию нейтральной, она будет атакована, как турками, пришедшими из..."
_Beaufre-116.jpg)
[236K]
стр. 116 : "...Фракии, так и греко-турецкими силами из района Салоник. Каковой может быть поддержка СССР в данном случае ?
Поставки Россией Польше, Румынии и Турции сырья, продовольствия, вооружения, боеприпасов и оборудования будут безусловно приветствоваться заинтересованными сторонами. Очень желательно увидеть СССР поставляющим им то, чего Франция и Англия не могут дать, по крайней мере, в самом ближайшем будущем. Прилагаемая записка поясняет детали по данному вопросу.
Турки предполагают любые масштабные действия в восточном Средиземноморье и на Балканах только в том случае, если они не будут себя чувствовать под угрозой СССР на Кавказе; у вас без сомнения будет возможность донести это до русских и инициировать с их стороны желаемое успокоение.
Подписано : Гамелен".
Т.о., эти указания не упоминают ни единым словом те политические сложности, которые возникли по поводу прибалтийских государств, и стараются полностью скрыть ещё более значительную проблему польско-советского сотрудничества. Когда мы внимательно перечитываем приведённый выше текст и стараемся найти идею, приведшую к его написанию, то создаётся отчётливое впечатление, что сотрудничество с русскими рассматривалось, как некий аксесуар, годный к использованию для решения проблем более близких нашей дипломатии или нашей стратегии, и что соглашение с русскими никогда не рассматривалось, как основной элемент, фундамент той столь хрупкой восточной стены, с помощью которой мы лихорадочно пытались остановить наступление войны.
Представляется, что эта концепция была плодом, как набережной д'Орсе (МИДа -- А.Ч.), так и бульвара Инвалидов (Военного министерства -- А.Ч.). Самое малое, что можно сказать, это то, что она была лишена размаха и прозорливости : был составлен список, вопросник для обсуждения с Советской стороной. И не было занято никакой позиции по двум ключевым вопросам, а именно, по политике относительно прибалтийских государств и по польско-советскому военному сотрудничекству, обсуждение которых было неизбежным с самого начала переговоров".
To be continued.
Всего хорошего, Андрей.