>А с другой стороны, у нас есть опыт независимой Осетии и Абхазии, Косова еще.
Проблемы "непризнанных государств" не имеют ничего общего с проблемой Южных Курил.
Уже потому, что "непризнанные государства" - материальная реальность, "проблема Южных Курил" - юридическая фикция.
>Собственно, провести там прямо сейчас референдум по самоопределению японцам никак нельзя.
Откуда уверенность, что "референдум по самоопределению" (т.е. по переходу к Японии) даст нужные японцам результаты - даже если был бы возможен.
Местные взгляды я представляю только виртуально - по местным роликам в youtube, по делегации журналистов из Москвы, несколько лет назад специально опрашивавших местных о их взглядах на "переход в Японию" (и весьма удивленных результатами), по статьям в Интернете о местных проблемах и успехах.
Вырисовывается картина, что материальное положение населения Юж. Курил резко улучшилось за последние годы, оно не нищенствует сейчас, и большинство "переход в Японию" не приемлет категорически. Он и раньше не вызывал восторга (местным разница культур видна в деталях), а теперь подавно.
Складывается впечатление, что "прояпонское лобби" можно найти скорее в Москве, чем на Курилах и Сахалине. Патриотизм/национализм не чужд и населению окраин, как ни странно.
>Но если например организовать высадку активистов, помутить местное население (я уверен, там есть поводы мутится), то можно ли сделать еще один шаг - просто приехать и высадится?
Сдается мне, что "местное население" от таких узкоглазых мутильщиков шарахнется, как черт от ладана (или наоборот), и горячо одобрит их повязку пограничниками и милицией.
То есть проблемы там есть, но стремления искать опору в их решении у японского государства в этой традиционной погранзоне никогда не наблюдалось.