В ходе Корейской войны военно-воздушные силы СССР совершили незабываемые подвиги
Во время начала Корейской войны первое авиаподразделение Нового Китая было образовано лишь за неделю.
93-летний Фан Цзыи вспоминает то, что происходило 60 лет тому назад. История развития военно-воздушных сил Нового Китая отчетливо хранится в его памяти.
Когда Китай принял решение об отправлении солдат-добровольцев на Корейский полуостров, самолеты США уже вели бомбардировку Пхеньяна. В то время военно-воздушные силы Нового Китая были еще совсем молодыми.
Образование военно-воздушных сил Нового Китая проходило с помощью старшего брата - СССР.
Первая партия оснащения была предоставлена СССР
Поздней ночью 27 октября 1950 года Фан Цзыи, который был ректором Пятой авиационной школы ВВС, получил срочную телеграмму от командующего военно-воздушных сил Лю Ялоу, который приказал ему срочно занять должность командира 4-й бригады истребителей военно-воздушных сил в Ляояне. В Командном штабе ВВС Северо-востока Фан Цзыи встретился с начальником 151 дивизии военно-воздушных сил СССР Беловым. Белов сказал: "Мой заместитель Алелюхин возглавил 72-й полк и отправился в Ляоян, они помогут 4-й бригаде в монтаже самолетов и в подготовке летчиков".
Еще в конце 1949 года СССР отправил 7 специалистов в Китай для оказания помощи в строительстве военно-воздушных сил. В 1950 году Китай пригласил воздушнооборонное подразделение СССР для профилактики отражения воздушных атак со стороны Тайваня. После этого первое подразделение военно-воздушных сил Китая - смешанная 4-я бригада была образована.
Учиться у военно-воздушных сил СССР
Как вспоминает Лю Ялоу, в начале ноября 1950 года Сталин принял решение об отправке военно-воздушных сил на Корейскую войну.
Лю Ялоу с Беловым, который был назначен генералом-майором, договорились о том, что Фан Цзыи направится в фронтовую команду в Аньдун с тем, чтобы учиться тактике командования воздушными битвами.
15 декабря Фан Цзыи в Аньдуне встретился с Пашкевичем, командиром 50-й дивизии военно-воздушных сил СССР. Советская сторона организовала тренировку для китайских военных в течение недели. Советские преподаватели рассказали о характеристике самолетов врагов, боевых задачах, действиях и популярных тематиках. Во время отсутствия помех со стороны врагов они провели испытательные полеты в боевых районах, потренировав взлеты и приземления, а также боевые действия. Советская сторона вместе с китайскими летчиками провела практические учения.
Для создания удобств в обучении Фан Цзыи создал собственный командный штаб рядом со штабом Советской армии. На склоне горы они построили деревянный домик, на столе в домике были разложены карты на китайском и русском языках и две рации. С помощью раций Фан Цзыи и Пашкевич командовали подразделениями.
В 1951 году летом переговоры о прекращении войны начались. Для завоевания преимуществ американские вооруженные силы организовали штурм.
В середине июля 12-й полк 4-й воздушной дивизии защищали Аньдун. Фан Цзыи и Белов договорились о том, что 303 дивизия 64 корпуса Советской армии будет оказывать содействие 12-му полку. Штаб-квартира Фан Цзыи была создана рядом со штаб-квартирой начальника 303-й дивизии во главе с Роповым.
В конце лета военно-воздушные силы США начали активную бомбардировку транспортной артерии добровольцев-военнослужащих в северной части от раздела "38градусов".
Испытав поражение, американцы мобилизовали из страны партию летчиков, которые участвовали во Второй мировой войне. Солдаты-добровольцы мобилизовали массовые новые силы на практические тренировки. "Советская сторона также сменила многих летчиков, старые летчики занимались подготовкой новых, в связи с чем они не могли дальше помогать новым летчикам Китая", - сказал Фан Цзыи.
Накопив большой опыт, 4-я воздушная дивизия четвертый раз была расквартирована в Аньдуне и возглавила 12-ю и 15-ю дивизии в битвах, таким образом, собственные мастера стали готовить собственных новых летчиков.
В тот период масштаб воздушных битв был достаточный большой, и битвы были компактными. Каждый день отправлялись 2-3 блока. Когда Китай, Советский Союз и Корея совместно отправили самолеты, небо было сплошь покрыто ими. "Возвращаясь, все спешили приземлиться - почти у всех закончилось топливо", - говорит впечатленный Фан Цзыи.
Пятая расквартировка 4-й воздушной дивизии в Аньдуне произошла 31 марта 1953 года, там она оставалась до последней воздушной битвы от 19 июля в Корейской войне. В течение 2 лет и 8 месяцев данная дивизия в общей сложности совершила 4200 взлетов, 920 самолетов приняли участие в битвах, были уничтожены 64 вражеских самолета и повреждены 24 самолета.
"В основном, советские военно-воздушные силы воевали в Корейской войне в воздухе". В то время Фан Цзыи совместно командовал воздушными битвами в одной штаб-квартире с двумя начальниками корпусов и 4 начальниками дивизий Советской армии. Он отметил: "Военно-воздушные силы СССР были ведущей силой и совершили незабываемые подвиги. Мы многому научились у них".
С 20 октября 1950 года, когда началась расквартировка на северо-востоке, по 27 июля 1953 года, за 2 года и 10 месяцев советские военно-воздушные силы совершили ротацию более 72 тысяч человек из 12 авиадивизий, 3 артиллерийских дивизий, одной дивизии тылового обеспечения, радарного полка и полка коммуникации. Они уничтожили 1310 вражеских самолетов, потеряли в битвах 345 своих самолетов, 200 летчиков отдали свои жизни.
В течение 2 лет и 8 месяцев в рамках Корейской войны военно-воздушные силы Китая научились воевать и получили опыт по полетам в сложных метеорологических условиях и в ночное время, накопили боевой опыт. Когда завершалась Корейская война, китайские военно-воздушные силы образовали штат из 10 дивизий и 21 полка, двух авиадивизий и 3 бригад, где служили 784 летчика и 59733 наземных сотрудников по обеспечению. В Корейской войне они совершили 26491 полет, 4872 полета были боевыми, они уничтожили 330 вражеских самолетов и повредили 95. Особенно партия командующих лиц, которые были переведены из сухопутных подразделений в воздушные, познакомились с настоящими битвами в воздухе и осознали большую разницу между воздушными и сухопутными силами, что сыграло решающую роль в развитии военно-воздушных сил Китая в дальнейшем.