КРАТКИЙ ОБЗОР УЧЕНИЙ СССР 1961-61 ГГ. С ОТРАБОТКОЙ ПРИМЕНЕНИ ЯО И УЧАСТИМЕМ РВСН
Источник:
Ракетные войска стратегического назначения: истоки и развитие. Военно-исторический труд. Под общей редакцией генерал-полковника Н. Е. Соловцова.
М.: ЦИПК, 2004. – 320 с.: ил.
Выдержка из главы IV «Зарождение и развитие теории стратегического использования РВСН»:
«…В течение 1961 г. Генеральным штабом ВС была проведена целая серия оперативно-стратегических, фронтовых, оперативных, командно-штабных, войсковых учений с участием соединений и частей РВСН, двухстепенных военных игр и учений на картах, в том числе при взаимодействии с армиями стран Варшавского Договора.
Так, в соответствии с планом основных мероприятий по оперативной подготовке на 1961 учебный год в период с 20 по 25 мая 1961 г. Главным штабом Ракетных войск была проведена двухстепенная военная игра на картах с руководящим и профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений РВ.
На нее были привлечены командование и профессорско-преподавательский состав Военной инженерной академии имени А. Ф. Можайского, Артиллерийской инженерной академии имени Ф. Э. Дзержинского, Ростовского высшего артиллерийского инженерного училища, Рижского высшего артиллерийского инженерного училища, Харьковского высшего авиационно-инженерного училища.
Игра была проведена под руководством начальника ГШ РВ генерал-полковника М. А. Никольского. Перед игрой были поставлены следующие основные учебные цели:
1. Уточнение объема задач и последовательности работы штабов армии, корпуса и дивизии при управлении войсками в операции начального периода войны.
2. Повышение уровня оперативной подготовки руководящего состава вузов РВ.
3. Выработка наиболее рациональных методов планирования материально- технического обеспечения действий воск ракетной армии и ракетного корпуса.
Замыслом игры был предусмотрен срыв внезапного нападения противника, расположенного на одном из континентальных ТВД путем нанесения по его объектам массированных ракетно-ядерных ударов. На 23-ю ракетную армию (ВИА имени А. Ф. Можайского) возлагалась зада поражения 226 объектов, на 41-й отдельный ракетный корпус (ВАИА им. Ф. Э. Дзержинского) – 52 объекта. Все объекты для удобства поражения были распределены по шести районам. К их уничтожению было спланировано привлечение 92 стартов ракет средней дальности и 36 стартов МКР (к этому времени в составе РВСН было всего 18 стартов МКР). Продолжительность действий РВСН была запланирована в течение двух суток. За это время 23-я ракетная армия должна была привести пять пусков ракет и 41-й отдельный ракетный корпус (ОРК) – три пуска, для проведения которых было отпущено 460 РСД и 108 МКР.
Игра была проведена в два этапа. Задачами первого этапа были уточнение плана по нанесению ракетно-ядерных ударов и планирование материально-технического обеспечения (МТО) РА и РК, задачей второго этапа – нанесение первого РЯУ и МТО в ходе операции. При этом был рассмотрен вариант нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара по противнику, готовому к агрессии, за несколько часов до ее начала. По результатам игры было рекомендовано иметь следующие оперативные документы: график пусков, карту правления войсками, карту объектов поражения с легендой, график подготовки частей к пускам, план оперативного и боевого обеспечения, карту оценки радиационной обстановки, таблицы оценки эффективности РЯУ, план МТО, схему проводной и радиосвязи и боевые распоряжения.
Выводы, сделанные по результатам игры, подтвердили назревшую необходимость глубокого изучения и разработки вопросов стратегического использования (боевого применения) РВСН и централизованного управления применением РВ. Кроме этого, одну из ведущих ролей в гибкости принятия решения в динамично изменяющейся обстановке должна была играть инициатива командира дивизии, командующего армией, ГК РВ, что позволило бы наиболее правильно и быстро решать поставленные задачи.
При изучении характера поражаемых объектов, обращает на себя внимание тот факт, что из 52 объектов 41-го ОРК более 70% – это военно-промышленные объекты, авиабазы стратегических бомбардировщиков и стартовые площадки ракет. И более 60% задач на заданном ТВД предполагалось решать по условиям игры ракетами средней дальности.
Результаты игры нашли свое воплощение в практике отработки вопросов использования РВ при ведении операции начального периода войны на сопредельном ТВД. Так, на территории ГДР с 24 мая по 2 июня 1961 г. было проведено оперативное командно-штабное учение со штабами Группы советских войск в Германии и Народно-национальной армии ГДР (ГСВГ и ННА ГДР). Учением руководил Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами стран Варшавского Договора (ГК ОВС ВД) – первый заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко.
Особенностью учения вилось то, что в его ходе на соответствующем оперативном фронте было проведено войсковое учение. Ничего вымышленного в ходе учения не допускалось. Были взяты реальные силы сторон, существующие в то время на ТВД.
Войска «западных»: 19 дивизий, 250 различных установок ядерного ору¬жия, 400 ядерных боеприпасов, 2 ударных авианосца, 19 подводных лодок, 2 ударных крейсера, более 150 мелких кораблей различных типов, 1200 самоле¬тов 2-го и 4-го отдельных тактических авиационных командований.
ГСВГ и ННА ГДР – «восточные»: 26 дивизий (из них 6 ННА), 140 различ¬ных установок ядерного оружия, 380 ядерных боеприпасов, 34 подводные лод¬ки, 36 эсминцев и более 170 мелких кораблей, 2 полка и 1 дивизион ракет, более 1000 самолетов.
Применение ядерного оружия в полосе одного фронта планировалось общей мощностью 15 млн тонн (389 ядерных боеприпасов). Оценивалось, что применение такого количества боеприпасов неизбежно вызовет большие потери в личном составе и боевой технике, массовые разрушения и радиоактивное зараже¬ние местности на огромных площадях. Если учесть предусмотренные к примене¬нию «западными» 410 ядерных боеприпасов общей мощностью 16 млн тонн, то эти параметры увеличились бы вдвое.
Главным результатом учения стало признание ядерного оружия основным средством поражения в будущей войне.
В качестве первостепенного был определен начальный период войны, как решающий в захвате стратегической инициативы и достижении конечной побе¬ды в войне. Кроме этого, была подтверждена необходимость планирования всех действий войск и сил армий содружества заблаговременно в мирное время. Хо¬дом и результатами учения была доказана необходимость рассредоточенного содержания войск (из 26 дивизий ГСВГ и ННА ГДР – 14 попадали в зону радио¬активного заражения своих же ядерных взрывов). В ходе учения впервые был обозначен подход к постановке задач Ракетным войскам: «задачи должны ста¬виться не вообще, а конкретно, с указанием объектов, их координат, мощности ядерного заряда, вида взрыва, порядка и времени нанесения удара».
В результате учений еще раз была подтверждена необходимость централи¬зованного планирования использования ядерного оружия, так как общая поста¬новка задач ракетно-ядерным средствам «...привела к нанесению условно 12 ядер¬ных ударов, большая часть из которых по противнику не попала. Исправляя по¬ложение, было нанесено еще 16 наземных ядерных ударов без учета того, что в зону радиоактивного заражения попадают свои войска. Командование фронтом стало отказываться от принятого решения о нанесении наземных взрывов, заяв¬ляя, что они наносили воздушные».
Приведенные в выступлении Маршала Советского Союза Р. Я. Малинов¬ского эпизоды учения подчеркивали высочайшую ответственность командую¬щих за применение столь грозного и дорогостоящего оружия, определяли необ¬ходимость документального оформления любого решения, связанного с экс¬плуатацией и применением ракетно-ядерного оружия.
С 5 по 15 октября 1961 г. под руководством ГК ОВС ВД Маршала Совет¬ского Союза А. А. Гречко было проведено командно-штабное учение «Буря» с участием и действием штабов на реальной местности, охватывающими запад¬ные области Советского Союза, территорию ПНР, ЧССР, ГДР. Кроме того, возможные боевые действия войск и сил флота изучались на территории ФРГ, Да¬нии, Бельгии, Франции, Балтийском и Северном морях.
Одной из важных задач, решаемых на учении, было исследование воз¬можности использования ракетно-ядерного оружия в начале войны. Рассматри¬вался вариант встречного массированного ракетно-ядерного удара (в 12 часов 05 минут 6 октября первый массированный РЯУ «восточных», в 12 часов 08 ми¬нут 6 октября массовый запуск баллистических ракет и взлет стратегической авиации «западных»). Действия войск на фронте в 700 км (от Балтийского моря до северных границ Австрии) приняли форму, по замыслу учения, форму встречных сражений.
Учения выявили недостаточность своевременного обеспечения разверты¬вания и подготовки к ударам Ракетных войск, особенно в ходе операции при решении войсками крупных оперативных задач (на учении в сражение вводи¬лось сразу три фронта). Ракетные соединения, участвующие в операции, должны были быть готовы к нанесению ударов раньше, чем войска начнут выдвижение непосредственно на рубеж ввода. Развертывание войск фронта должно было на¬чинаться с развертывания ракетных частей, вооруженных оперативно-такти¬ческими ракетами и ракетами средней дальности, и прикрываться силами РВСН. Важным представлялся вопрос взаимодействия, который встал очень остро при организации военных действий стратегического масштаба.
Кроме этого, в ходе учений изучался вопрос нахождения РВСН в различ¬ных степенях боевой готовности и их боевых возможностей с соответствующи¬ми временами готовности к пуску. Был сделан вывод о том, что 30-минутная го¬товность не давала возможности упреждения противника в нанесении удара. На учении отрабатывался вопрос назначения основных и запасных позиционных районов. С точки зрения подготовки был сделан вывод, что они должны быть равнозначные. Удаление запасного от основного определялось в 30-40 км. Сле¬дует отметить очень важный факт по составу участвующих в противоборстве сторон ядерных средств. А именно: «восточные» – 1003 ядерных боеприпаса (из них ракетами планировалось применить 85%, авиацией – 15 %); «западные» – 1200 ядерных боеприпасов (из них ракетами – 30%, авиацией – 70%). Кроме это¬го, применением «восточными» стратегических ракет (соотношение 3 : 1 к «западным») и дальней авиации обеспечивалось поражение противника на всю глу¬бину ТВД.
В соответствии с планом оперативной подготовки в период с 19 по 22 но¬ября 1961 г. с Главным штабом, управлениями и службами РВСН, штабами ар¬мий, корпусов, дивизий и полков Ракетных войск было проведено оперативно-стратегическое командно-штабное учение «Стрела» с целью проверки прохож¬дения команд и сигналов от Главного штаба Ракетных войск стратегического на¬значения до стартовых позиций ракет, а также совершенствования методов управления РВ при подготовке и в ходе боевых действий. Генералы и офицеры ГШ РВ, штабов армий, корпусов, дивизий и полков получили практические на¬выки в планировании боевых действий и управлении войсками при подготовке к боевым действиям и в ходе боевых действий.
На учение привлекались штабы двух армий, пяти корпусов, одного УАП, 32 дивизий и 72 полков.
Материалы учения показали, что боевые действия Ракетных войск должны быть спланированы заранее. Планом применения войск по замыслу учения пре¬дусматривалось уничтожение 974 объектов в 10 районах.
Продолжительность действий РВСН была запланирована в течение двух суток. За это время предусматривалось проведение трех РЯУ ракетами средней дальности и двух – межконтинентальными. Всего было отпущено на ведение боевых действий 1708 ракет, из них Р-12 – 894, Р-14 – 90, Р-16 – 712, Р-7А -12. Здесь, как и ранее, рас¬сматривался наиболее вероятный встречный удар («западные» проводили пуски стра¬тегических ракет по боевым порядкам РВ и другим объектам «восточных» в 4 часа 45 минут, а «восточные» – в 4 часа 50 минут). При оценке эффективности поражения в этом случае был сделан вывод о том, что в такой ситуации мы теряли 30% стартов.
Учение подобного масштаба проводилось в Ракетных войсках впервые и в ходе его впервые представилась возможность практической проверки основных положений боевого применения РВ в начальный период войны, сроков выпол¬нения поставленных задач и других важных проблем теории и практики исполь¬зования РВ в начальном периоде войны, правильности взглядов на вопросы управления РВСН в ходе боевых действий.
На этом учении был впервые запланирован резерв Главнокомандующего РВ в количестве 88 ракет и также впервые был отработан вопрос изменения за¬дач первого ракетно-ядерного удара со снятием 27 объектов и планирование уничтожения 39 новых. Изменение задач проводилось параллельно с приведени¬ем Ракетных войск в готовность № 1.
Из опыта проведения ОС КШУ «Стрела» было ясно, что для срыва напа¬дения агрессора необходима более высокая, нежели у противника, боевая готов¬ность и соответствующие боевые возможности Ракетных войск.
В качестве теоретического определения первого ракетно-ядерного удара была использована формулировка, принятая в ходе учения – «первый ракетно-ядерный удар – это удар, который наносится одновременно всеми РВ в услови¬ях, когда его подготовка и осуществление проводятся до удара противника, не успевшего нанести свои удары по нашим войскам и объектам страны».
Под одновременным ударом предлагалось понимать одновременный пуск ракет всеми стартами РВ в точно установленное время «Ч». Хотя не исключа¬лась возможность для согласования времени «Ч» в операциях с участием других видов Вооруженных Сил понимать одновременность удара как «одновременные ядерные взрывы на объектах противника».
Было достигнуто понимание и того, что в случае, когда противнику уже удалось произвести пуск ракет по нашим объектам, совершенно необязательно, да и нецелесообразно добиваться одновременности удара всеми боеготовыми стартами. В этом случае, выполняя сигнал Генерального штаба, должна была даваться команда на немедленное нанесение ракетно-ядерного удара по готов¬ности стартовых подразделений. Таким образом, следующий вывод из опыта учений позволял определить два способа боевого применения РВСН: первый – путем нанесения первого РЯУ во время «Ч» и второй – немедленное нанесение РЯУ по готовности стартовых подразделений.
Уточнение планирования ракетно-ядерных ударов в ходе боевых действий и перенацеливание ракет на другие объекты показали, что в мирное время должен быть определен перечень условий, в которых необходимо уточнять задачи группировки РВ, и к выполнению задачи перераспределения объектов между стартами необходимо привлечение командиров дивизий, корпусов, командую¬щих армиями и их штабов.
Таким образом, впервые в Ракетных войсках делалась попытка решения проблемы перенацеливания ракет, и опыт проведенного учения подтверждал на¬стоятельную необходимость дальнейшего глубокого изучения и практической отработки этого важного вопроса.
Проведенное учение указало на необходимость заблаговременного созда¬ния в полках, корпусах, армиях и в целом РВ сети запасных командных пунктов. Кроме этого, опыт учения подтверждал вывод о необходимости привлечения научных кадров академий, институтов и училищ к детальному исследованию способов поражения Ракетными войсками подвижных объектов (в условиях того времени это было возможным с применением ядерных боеприпасов очень большой мощности – 10 и более Мт).
По результатам учения был сделан важный теоретический вывод, что ра¬кетно-ядерные удары являются особой формой стратегической операции.
В апреле 1962 г. Генеральным штабом Вооруженных Сил было проведено командно-штабное двухстепенное полевое учение «Дунай» с участием вооружен¬ных сил ВНР, Румынии и Советского Союза на территории Венгерской Народной Республики, на фоне которого было проведено учение с войсками. В них принима¬ли участие штабы и части Венгерской и Советской армий. Руководил учениями ГК ОВС ВД Маршал Советского Союза А. А. Гречко. Учение проводилось с целью преподать практику командующим и штабам в организации перегруппировки войск на большие расстояния, в подготовке и ведении наступления в начале войны, реше¬нии вопросов, связанных с применением атомного и водородного оружия.
В составе центрального фронта «восточных» были представлены три ра¬кетные бригады, дивизион большой дальности и 10 дивизионов тактических ра¬кет. Для выполнения ими поставленной задачи по поражению запланированных объектов было выделено 150 ядерных боеприпасов общей мощностью свыше 11,5 Мт, всего 41 ПУ, что обеспечивало нанесение одновременно 41 ракетно-ядерного удара на всю оперативную глубину.
В ходе учения в качестве основной формы применения ядерного оружия был принят немедленный массированный ракетно-ядерный удар. Однако в ходе учения его не получилось. Фактически было применено (по учению) только две ракеты, да и то по объектам, которые не могли оказать решающего влияния на переход войск фронта в наступление.
В разборе учения были отмечены большие затраты времени на выработку и оформление решений по нанесению ядерных ударов и доведению задач до ра¬кетных частей. Войска противника за это время могли сменить дислокацию, и удар пришелся бы по пустому месту. Один из важных выводов, который был сделан в ходе учения, – необходимость теснейшего взаимодействия Сухопутных войск и РВСН, особенно при сочетании применения ядерных и обычных средств поражения.
В сентябре 1962 г. Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР было проведено на территории Дальневосточного и Забайкальского военных округов командно-штабное учение «Тайфун». Проведенное учение не было обычным командно-штабным в том понимании, как это было принято считать. По сущест¬ву оно включало ряд учений оперативных объединений различных видов Воо¬руженных Сил, объединенных единым замыслом. Из стратегических средств были привлечены соединения и части РВСН. Учение проводилось в тот период, когда по решению Советского правительства все Вооруженные Силы были при¬ведены в полную боевую готовность. Это решение было продиктовано собы¬тиями на Кубе, так как действия США носили в это время открыто агрессивный характер и были направлены на дальнейшее накаливание международной обста¬новки.
В соответствии с замыслом КШУ основой военных действий были при¬знаны ядерные удары стратегическими средствами. В качестве начала военных действий был определен первый ракетно-ядерный удар. Всего в первом ядерном ударе было запланировано 198 ядерных взрывов общей эквивалентной мощно¬стью около 200 Мт. По объектам заокеанской территории планировалось нане¬сение ударов 40 стратегическими ракетами.
В ходе учений был проведен учебно-боевой пуск ракеты Р-12 на расстоя¬ние 1700 км по одному из островов Курильской гряды. Ракета имела отклонение по дальности 250 м и по направлению 780 м, т. е. фактически попала в цель. Оценивая результаты планируемого удара, предполагалось, что после первого РЯУ «жизнь страны, подвергшейся удару, была бы полностью парализована».
Результатами учения были подтверждены как мощность ракетного оружия, так и его уязвимость от ударов противника. Министр обороны СССР на разборе учения поставил задачи: добиться абсолютной готовности соединений и частей РВСН; научиться немедленно производить первый залп всеми боеготовыми ПУ, быстро готовить их для проведения второго и последующих пусков; резко сокра¬тить сроки подготовки ракет к пуску, повысить надежность пусков, точность на¬несения ракетных ударов и живучесть ПУ от ядерного оружия противника…».