Прочее; Современность; ВВС; Искусство и творчество;
Re: какая общая...
>Из Шаврова:
>>Шасси, силовая группа и ряд других элементов были оставлены без изменений, в том числе лонжероны центроплана.
Я пользовался материалом, изложенным на аирваре, это из книги Медведя и Хазанова. Шавров, конечно, классика, только неполная и и порядком устаревшая, а в данном случае старик просто не в теме.
"В центроплане самолета отсутствовали традиционные лонжероны и нервюры: их заменяла сложная пространственная ферма" - сравните это с шавровским высказыванием.
Позволю себе достаточно длинную цитату из указанного выше источника:
"Выше уже упоминалось, что "Сталь-7" имел смешанную конструкцию. Бомбардировщик решено было делать цельнометаллическим. Разработчики сохранили предложенное Бартини треугольное сечение фюзеляжа, хорошо сопрягавшееся с крылом и обеспечивавшее размещение крупнокалиберных бомб на внутренней подвеске.
В сочетании с "обратной чайкой" центроплана такая форма фюзеляжа способствовала формированию воздушной подушки между мотогондолами на взлетно-посадочных режимах, что вело к уменьшению скорости при отрыве и выдерживании самолета. Мотогондолы, расположенные на сгибах "чайки", первыми испытывали удар при вынужденной посадке без выпуска шасси, они деформировались, сминались и даже порой отрывались, но зато экипаж оставался цел. Конструкция самолета, несмотря на обилие сварных элементов, получилась достаточно прочной, многие пилоты и штурманы впоследствии с уважением вспоминали эту машину именно в связи с ее "правильным" поведением при авариях. Нередко даже при посадке на лес экипаж оставался цел. В соответствии с авиационной модой тех лет бомбардировщик получил двухкилевое оперение. Его достоинством считалась повышенная эффективность в результате обдува килей струями винтов и лучшие условия для ведения оборонительного огня в заднюю полусферу."
>И - всё. Более того:
>>Взамен смешанной конструкции Сталь-7 была принята совершенно новая, основанная на применении плазово-шаблонного метода производства самолетов и всей связанной с ним технологии.
Считаю, что, исходя из вышеприведённой цитаты, этого как раз более чем достаточно. В противном случае можно договориться до того, что Як-9П - это совершенно новая машина лишь на основании того, что обшивка Як-9У заменена на металл. :-)
>Добавлю, что процесс избавления начался уже в Сталь-7, это уже был не самолёт Бартини.
"Отставление" Бартини от конструкторской работы отнюдь не было добровольным, а Ермолаев как бы ученик Бартини и, судя по воспоминаниям, сознательно двигался последним на главного.
Алексей Андреев