От Кэп-БИУС Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 30.07.2010 22:24:33 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Re: Авианосцы уязвимы...


За всю относительно недолгую историю флота третьего Рейха подчиненные Гитлера так и не сумели ввести в строй ни одного авианосца, хотя первый корабль этого типа был заложен еще в конце декабря 1936 года. К моменту начала Второй мировой войны готовность достраивающегося на плаву корабля составляла 85%, что впрочем, никоим образом не повлияло на дальнейшую судьбу войны и флота. Итак, уже спустя 4 месяца после начала войны была прекращена постройка второго корпуса (авианосец «В»), который был заложен на той же верфи после спуска на воду головного корабля «Граф Цеппелин». И хотя к началу войны монтаж второго корпуса уже был доведен до уровня броневой палубы, руководство страны и ВМФ игнорировали факт значительно возросшей роли авианосцев в современном морском бою.
Даже беглое сравнение основных ТТХ германского авианосца с характеристиками других немецких кораблей свидетельствует о явной недооценке нового типа корабля. Так, первоначально корабль должен был иметь стандартное водоизмещение 23200 тонн (полное – 32600 тонн). Длина корпуса (наибольшая) составляла 263 метра, ширина – 36,2 метра. Имея котлотурбинную установку из 16 котлов «Граф Цеппелин» должен был развивать максимальный ход 33,8 узла при суммарной мощности турбин 200 тыс. л.с., а запас хода на скорости 19 узлов должен был составить не менее 8000 миль. Для сравнения, запас хода «Бисмарка» при той же скорости составлял 8100 миль, а у «Шарнхорста» и «Гнейзенау» при тех же 19 узлах – 10000 миль.
Запас авиационного бензина у первого германского авианосца составлял около 330 тыс. литров. Для сравнения – у появившегося позже британского «Индомитэйбл» - 342 тыс. литров, а у «Имплейкэбл» - 430 тыс. литров авиабензина. Кроме того следует учитывать и тот факт, что «Граф Цеппелин» изначально рассматривался в качестве корабля-рейдера, способного вести артиллерийский бой с легкими кораблями (легкие крейсера и эсминцы), для чего изначально нес довольно мощное артиллерийское вооружение из 12Х150-мм орудий в шести спаренных установках и имел броневой пояс толщиной 80 – 100 мм.
Под несомненным влиянием противника (Великобритания и США) в декабре 1942 года достройку своего первого авианосца немцы возобновили, одновременно решив переоборудовать в авианосец тяжелый крейсер «Зейдлиц», имевший 90% готовность к вводу в строй. Однако влияние неудач на Восточном фронте сказалось на этих планах самым негативным образом – уже в январе 1943 года достройку снова заморозили. И окончательно. Следует отметить, что достройка «Графа Цеппелина» велась по откорректированному проекту - были существенно усилены артиллерийское вооружение (до 16-ти 150-мм орудий) и ходовые качества (предполагалось, что запас хода на крейсерской скорости 19 узлов составит 15000 миль, в то время как максимальная скорость останется прежней – 34 узла).
Интересен и состав авиационного вооружения. Немецкий авианосец изначально имел двухуровневый ангар, способный вместить 43 летательных аппарата. Наиболее вероятными представляются «Арадо»-95 (вариант с колесным шасси),»Физелер»-167, «Мессершмидт»-109Т и «Юнкерс»-87С. Позже количество и типаж самолетов были сокращены – речь шла о 12-ти пикировщиках Ю-87С и 30-ти истребителях/истребителях-бомбардировщиках Ме-109Т.
Совершенно иначе выглядели проекты возможных переоборудований крейсеров и транспортных судов в авианосцы – к примеру на «Зейдлице» планировалось иметь авиагруппу в составе 18 машин – 10 истребителей Ме-109Т и 8 бомбардировщиков Ю-87С. На переоборудованном французском крейсере «Де Грасс» - 23 самолета, в том числе 11 истребителей и 12 бомбардировщиков. Кроме того авианосец планировалось оснастить тремя радарами: РЛС FuMo-21 и FuMo-25.
Таким образом, даже в первоначальном варианте корабль мог стать серьезной поддержкой для прорывающихся в Атлантику рейдеров. Например, включенный в состав группы адмирала Лютьенса он был способен обеспечить ПВО «Бисмарка» и «Принца Ойгена» и нанести чувствительный урон британским крейсерам в Датском проливе. Кстати, и сам «Ойген», помимо «Бисмарка» являлся для противника довольно неприятной целью – его основные геометрические размерения составляли 207,7 х21,5метра. Корабль имел 80мм броневой пояс с двумя 30-мм палубами (верхней и основной) и был способен разогнаться до 33 узлов при мощности силовой установки в 132 тысячи л.с. Запас мазута – 4250 тонн обеспечивающий кораблю дальность плавания не менее 6800 миль 19-ти узловым ходом.