От B~M Ответить на сообщение
К Паршев Ответить по почте
Дата 11.05.2010 19:07:52 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: Русское кораблестроение...

>>>основа экспорта древесины в дореволюционный период - как раз дуб, чего-то процентов под 80.
>>
>>Это какие года?
>да вот с фактурой в этом вопросе очень плохо. Вот по Украине такие сведения:
> http://www.lesovod.org.ua/webfm_send/1
>по России в целом... англичане писали о контроле России за флотскими материалами начиная с позднего Петра, вот в записке Тарле есть про это - вряд ли исключительно дуба.
> http://www.xpomo.com/rusograd/tarle/flot.html
>Точной информации я не нашёл по дубу, хотя искал. По-моему дуба вывозили с Балтики в Англию много, а с Балтики - то есть из России. Хотя есть и мнение, что дуб у англичан был свой (i_grappe если не ошибаюсь в имени писал).
>При Петре была госмонополия, Екатерина провела частичную приватизацию. У нас же юг России был лесной до конца 19 века, и леса-то были во многом дубовые. Вот маленький штрих - из Сосновки Тамбовской области шёл активный вывоз древесины в конце 19 века, сравнимый с хлебным вывозом по объему.
>Нынешние Воронежские или там Дединовские дубравы - это реликты. Но даже в 70-е годы 20-го века хорошие дубравы были в левобережье Волги, на Ветлуге, например.
>Это был более доступный материал, чем сейчас.

С доставкой дуба на балтийские верфи были большие проблемы, так как и сами вы пишете, дуб в России растёт в бассейне Волги и Днепра/Дона. Кроме того, всё самое доступное вырубили ещё при Петре (ну и попортили тоже), потом писали указы по поиску и доставке отдельных стволов(!) Экспорт ДУБА из России в Англию - ну разве что какие-нибудь штучные поставки. С Балтики в Англию возили в первую очередь сосну и прочую хвою - как строевой лес и мачтовый, для массового судостроения и т.п. Ну, может, из южной Скандинавии и дуб везли (датчане, например, для своих судов у себя корабельные дубовые рощи закладывали, не исключено, что шведы тоже) - но основной дуб у англичан был свой. Ещё везли из Канады. Пытались из Африки (т.н. "африканский дуб", Oldfieldia), возможно, из Индии - там своя традиция корабельных пород, в первую очередь тик, но основной тик (бирманский) - это уже XIX век, после бирманских войн.