От Slon-76 Ответить на сообщение
К МАВ Ответить по почте
Дата 19.03.2010 19:22:23 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: все же...

>Ни 122, ни 168, ни 54 - не выработали решение проблемы "мотти".
>Задача дивизии не заниматься самообороной, а рассекать Финлянию или обходить ее основную оборонительную полосу.

Ну в целом такая задача и ставилась. "не ввязываться во фронтальные бои".

>Эту задачу дивизии не выполнили. С учетом того, что коммуникации все равно будут растянутыми и все равно между ними будут промежутки. Попытки финнов рассечь линии снабжения гарантированно будут.
>Значит, должно быть решение которое:
>а) позволяет выполнять задачу
>б) поддерживая единственную дорогу открытой (если не полностью, то по крайней мере, чтобы можно было проталкивать колонны снабжения пусть даже с некоторыми потерями).

Я не в коей мере не утверждаю, что эта задача в принципе не решаемая. Я считаю, что она была нерешаема в конкретных условиях зимы 39-40 гг. Спонтанность решения о войне с Финляндией, а как следствие этого хаотичная и непродуманная переброска войск "в последний момент" (чтобы там не утверждал ув. П. Аптекарь), "на коленке" написанные планы боевых действий, бестолковая разведка, неподготовленность театра боевых действий, хилые коммуникации и т.д. и т.п. можно сказать предопределили провальное начало войны.

Т.е. скажем как я себе представляю "успешный рецепт" войны для 9-й, да и 8-й армии тоже (тезисно).

а) Начинать подготовку к войне не в конце октября, а минимум в сентябре. Т.е. начинать строить нормальные дороги хотя бы к границе, чтобы их пропускная способность позволяла нормально снабжать две-три стрелковые дивизии, а не морить голодом одну. Ведь подумайте: к 8 ноября 1939 года более-менее нормальная дорога на Суомуссалменском направлении заканчивалась в Ухте! Дальше дорогу пришлось мастерить силами все той же 163-й сд:
«Личный состав дивизии поставленные задачи во что бы то ни стало пробиться к госгранице, выполнял с большим упорством, проявляя буквально мужество и геройство. Работали люди день и ночь в грязи и воде, прокладывая гати, уничтожая на своем пути камни и скалы. В жизни дивизии период сосредоточения к госгранице является незабываемым периодом, т.к. он был по существу первым боевым и серьезным крещением частей. Подвоз продовольствия, фуража и боеприпасов производился различными способами, а именно на автомашинах до Ухты, далее перегружали на обоз, грузили вьюком на лошадей, а на некоторых участках просто переносились на людях, а кое-где были использованы лодки, катера по рекам и озерам».
У меня перед глазами немедленно эпизоды строительства узкоколейки из "Как закалялась сталь" возникают.

б) От наступления "колоннами", а не сплошным фронтом в тех условиях все равно никуда не деться, но наступать нужно не одной дивизией, а минимум двумя, а лучше стрелковым корпусом на каждом направлении, с учетом "расходящихся" направлений и необходимости контролировать огромные по протяженности коммуникации на территории противника. Кроме того, эти корпуса должны иметь усиленный комплект саперных, инженерных и дорожных частей, чтобы там где надо быстро создавать полевые укрепления, расчищать лес, прокладывать и ремонтировать дороги, строить аэродромы ну и т.д.
В принципе к тому, чтобы иметь корпус на каждом из направлений в конце концов и пришли, только поздно было пить "боржоми" уже. Естественно, все части и соединения должны находится к началу войны в местах сосредоточения, а не на пути черт знает откуда. СССР мог бы без труда обеспечить двух-трех кратное превосходство в личном составе даже над гипотетическими силами, которые могли бы выставить финны, а на выходе получилось, что финны громили наши дивизии при соспоставимом численном соотношении, имея лучше подготовленный личный состав. Результат не лицо.

в) Заранее, а не на третьей неделе войны, формировать полки НКВД из погранцов (и не только) для охраны тыла и коммуникаций. Борьба с диверсионными и партизанскими группами им вполне по плечу, методов на вооружении было достаточно. + роты совсем уж легких танков (типа Т-37/38), танкеток и бронемашин для патрулирования дорог, а не для боевых действий на фронте. По мере продвижения вперед, формировать комендатуры из ДЭПов, которым придавать по нескольку единиц легкой бронетехники и саперных подразделений и возлагать на них непосредственную охрану и патрулирование определенных участков дороги.

г) Теперь про лыжи и "внедорожную" пехоту. Мы знаем, что с лыжной подготовкой в развернутых из приписников соединениях была задница полная. От этого никуда не денешся, обучать их было просто негде и некогда, даже если бы было горячее желание. В принципе я предлагал вариант действий "на готовеньком". У нас есть, например, кадровая 54 гсд где с лыжной подготовкой все более-менее в порядке. Я бы раздал по полку от этой дивизии на каждое направление и придал бы их идущим головными дивизиям для маневренных действий. Т.е. для охватов, окружений, выходов в тыл и на коммуникаци противника. Т.е. обычный стрелковый полк с танками и артиллерией прет по дорге, а лыжники из гсп в случае встречи с обороной противника обходят её, нанося удар в тыл или фланг. Это позволило бы не толкать впереди себя финские заслоны, а уничтожать их, или по крайней мере заставило бы их отступать гораздо быстрее, а следовательно не давать закрепляться на очередном рубеже, не давая финнам перехватить иннициативу и потихоньку накапливать силы, прикрываясь аръергарднывми боями. Опять же разведку на лыжников возложить... В общем-то нечно подобное продемонстрировала 163-я сд на начальном этапе наступления,когда 759-й сп своими криворукими действиями все таки сковал большую часть финских сил под Суомуссалми, а 81-й гсп в это время под шумок проскочил другим путем к Суомуссалми и вышел в тыл финнам. Пришлось бежать, и если бы не Зеленцов, был реальный шанс накостылять таки финнам или хотя бы занять южный берег озер у Суомусслами. Тогда бы события развивались бы совсем в другом ключе.

Но это, увы, утопия. Ибо тогда нужно было принимать принципиальное решение о войне с финнами уже летом 39-го, не нужно было расчитывать что финские трудящиеся встретят нас цветами, а финская армия развалится от одного только вида грозной РККА. Т.е. готовится к полноценной войне.

>Вариант с "артиллерийским блокгаузами" Рауса-Исаева не подходит поскольку они съедят массу орудий, которые для войны на фронте наступления потребуются. Решение проблемы как мне представляется - мобильные резервы, которые атакуют севших на дорогу финнов. Эти резервы обязательно должны включать в себя прежде всего "внедорожную" пехоту. Контратаки исключительно вдоль дорог без использования обходов через лес - не могут достичь цели. Дорога длинная и выбрать места, где можно создать затруднения для атаки влоб вдоль дороги - не самая большая проблема для финнов.

Здесь уже вариант не для успешной войны, а для "не дать себя съесть". В данном контексте вариант "артиллерия-блокгаузы" вполне себе жизнеспособен, если уметь этим пользоваться. И тот же Раус, как я понимаю, доказал это на практике.

>Что меня напрягает в Вашей позиции. Может быть я не прав, но у меня создается такое впечатление, что опракидывая миф о решающей роли малочисленных лыжников-диверсантов в уничтожении дивизий РККА (что вообще-то правильно), Вы идете дальше и подталкиваете к выводу о том, что фактор внедорожной мобильности финской пехоты и ее отсутствия у нашей - вообще не играл существенной роли. И при более бодром командования и без лыж бы наши обошлись. Ну чуть больше неприятностей, но решаемо.
>То есть проблема лыж - это мелко-тактическая проблема, не имеющая никакого оперативного значения.

Нет, это обманчивое впечатление. Мобильность, безусловно, вещь очень полезная. И то, что финны могли оперировать в лесу целыми батальонами - это очень сыграло им на руку. Я против того, чтобы переоценивать этот вопрос и сводить к нему все наши неудачи. Давайте представим, что у 9 пд нет лыж. Вообще. Сгорели в сауне при просушке. Чтобы это изменило для 44 сд? Финны лишились бы возможности атаковать? Вряд ли. Это ударило бы прежде всего по тактике диверсионных налетов на дороги небольших групп, которым надо быстро напасть и быстро отойти, чтобы их не перебили.
Я к тому, что проблема отсутсвия поставленой на лыжи пехоты не являлась ключевой, она была лишь одна из многочисленных проблем, вскрывшихся с началом войны, и на мой взгляд были и более серьезные проблемы. В принципе на мой взгляд при дивизии достаточно было иметь один-два батальона на лыжах, да тот же разведбат, например.
Есть, кстати, любопытный случай. 3 декабря юго-восточнее Кусамо на советскую территорию вторгся отряд финнов численность до взвода на лыжах. Отряд в течение двух или трех суток преследовали заметивший их пограннаряд без лыж и в конце концов догнал(!), убив одного финна. История совершенно реальная, подтвержадется обеими сторонами.
А Вы все "лыжи-лыжи" :)

>С учетом того, что Ваша книга может надолго стать единственной подробной работой по "мотти", этот вывод останеться надолго в умах российского военного читателя. Не дай бог, придется воевать в сходной местности - это будет подталкивать к наступанию на те же грабли.

Спасибо, конечно, но боюсь Вы переоцениваете всемирно-историческое значение моей работы, тем более еще не написанной и с сомнительными перспективами для публикации (тема узкая). Но все равно приятно... :)

>Мне кажется отсутствие внедорожной мобильности пехоты РККА был одним из существенных факторов, который не позвол бы решить поставленные задачи. Может быть не так близко от границы, а чуть подальше, но финны смогли бы остановить наступление пользуясь преимуществом во внедорожной мобильности.

Финны остановили наши наступления пользуясь быстрым сосредоточением сил в нужном месте в нужное время и быстрой реакцией на возникающие угрозы. А так же решительностью и упорством в действиях. Финны сперва останавливали наши части упорной обороной и немедленно начинали контратаковать, а не только пакостить в тылу и на коммуникациях. Возможность передвигать части на лыжах, безусловно, была тут совсем не лишней, но все же чаще такие переброски производились ж/д или автотранспортом. "Прошляпивший" Суомуссалми майор Кьюандер быстренько слетел со своего поста командующего финским частями в районе Суомуссалми. Наша военная машина, к сожалению, оказалась куда более инертной. Я не считаю, что М.П. Духанов был плохим командующим, но ему определенно не хватало решительности и умения надавить на подчиненных. Чуйкову, фактически, пришлось уже расхлебывать кашу, заваренную до него. Я бы еще снял бы А.И. Зеленцова уже после первого "залета", т.е. числа 9-10 декабря.

Резюме: все, о чем Вы говорите, безусловно, правильно и нужно. Но это не более чем одно из звеньев цепи, сковавшей наши части на финских лесных дорогах. Первым нашим врагом было наше же разгильдяйство и безалаберность, которые финны прекрасно использовали.













>>Они не заняли дорогу. Их оттуда выбили утром 2 января и вынудили отойти южнее в лес, откуда они простреливали дорогу и завалы. Наступавший слева финский батальон не смог прорвать советскую оборону, вышедший на дорогу 1-й батальон оказался с неприкрытыми флангами и был вынужден уйти с дороги в лес, где уже смог установить связь с другим батальоном.
>- Признаюсь, не знал.