От Д.И.У. Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 02.10.2009 22:53:21 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Re: Можно подробнее...

>...русские плавали на Царьград, Севилью и на Иран, но за 700-900 лет до Петра.

К сожалению, брошюрку, где затрагивался вопрос копирования европейских судов и первого японского посольства в Новую Испанию я прямо сейчас у себя не откопал, но вот есть ссылка http://www.liveinternet.ru/users/2492363/post109769099/

>Никакой океанской традиции у японцев к концу сегуната Токугава не было по вполне понятной причине

Поскольку наиболее густозаселенная восточная часть Японии омывается Тихим океаном, по нему проходит основная внутренняя торговля, грузовые и пассажирские перевозки, там же ловят рыбу, жемчуг, добывают морского зверя (у Курил), океанская традиция была всегда, по неизбежной и понятной причине. Даже если в 1636 г. и было запрещено строительство больших кораблей.

Еще раз поясню свою позицию. В Японии, в отличие от новоявленной балтийской и причерноморской России, всегда был широкий слой людей, живущих возле моря, кормящихся от него, ежедневно имеющих дело с лодками и кораблями. Людей, для которых потребность в судоходстве и его охране была очевидно, даже если "высшие" идеологические соображения их и сдерживали, до определенного момента. Все путешественники (включая Головнина и Гончарова) отмечали, с каким интересом и пониманием японские чиновники рассматривают их корабли, приборы, карты, и стараются перенять что-нибудь, по возможности.

То есть в Японии был массовый и идущий снизу позыв к обладанию сильным флотом. Который искусственно сдерживался сверхув 17-19 вв.
В России же было наоборот - внизу никакой потребности во флоте не ощущалось, его создавали сверху чисто "ради государственной пользы", и стоило этому субъективному радению ослабеть, как флот сразу приходил в упадок. В том числе и гражданский.