Ну не все же в мурзилках для самодельщиков пишут
>Здравствуйте
> http://www.stroimsamolet.ru/038.php
>"Устойчивостью летательного аппарата называется его способность без вмешательства летчика сохранять заданный балансировочный режим полета и возвращаться к нему после прекращения действий внешних возмущений...
>Управляемостью самолета называется его способность выполнять в ответ на целенаправленные действия летчика любой, предусмотренный в процессе эксплуатации маневр при допустимых условий полета...
>Для обеспечения необходимой устойчивости и управляемости самолеты с аэродинамическим управлением имеют стабилизирующие и управляющие поверхности. Для обеспечения продольной устойчивости и управляемости самолета обычной схемы применяется хвостовое горизонтальное оперение, которое состоит из неподвижного стабилизатора и руля высоты. Для обеспечения боковой устойчивости и управляемости применяется вертикальное оперение, состоящее из неподвижного киля и руля направления..." :)
Вот например в вышеприведенном отрывке ничего про взаимосвязь устойчивости и управляемости нет. А взаимосвязь - там конечно есть. Чем выше устойчивость - тем хуже управляемость и наоборот.
>>Проблема недостаточной путевой устойчивости на сверхзвуке очень часто проявляется. Яркий пример - между прочим МиГ-25.
>
> http://sergib.agava.ru/russia/sukhoi/s/37/s37_1.htm
> МиГ-25 был создан задолго до появления современных численных методов аэродинамики. Давайте лучше возьмем пример посовременнее:
Нет современных примеров самолетов с максимальным М=3.2. Проблемы у МиГ-25 с устойчивостью начинались при превышении М=2.8-3. А на этих скоростях - обтекание и без современных мощностей считается. Там все довольно элементарно. Проблемы с недостатком вычислительных мощностей в те времена решали большим объемом трубного эксперимента. Да и не только в те времена.
>"...Вертикальное оперение по конструкции подобно оперению самолета Су-27, однако имеет значительно меньшую относительную площадь. Кили имеют развал во внешнюю сторону, что, в сочетании с уменьшенной площадью ВО, снижает радиолокационную заметность самолета..."
> Как видите создатели С-37 значительно уменьшили относительную площадь ВО этого самолёта по сравнению с таковой у Су-27, но при этом главные усилия были приложены к тому что бы сохранить его эффективность не на сверхзвуке, а на дозвуковых скоростях и больших углах атаки.
> Вы тоже будете утверждать что аэродинамические параметры вертикального оперения современных и перспективных истребителей определяются прежде всего сверхзвуковыми режимами полёта этих машин?
А как же. Устойчивость путевую можно увеличить не только тупо увеличивая площадь килей, но и творчески используя фюзеляж и мотогондолы. Пускай демпфируют.
Виталий