От Прудникова Ответить на сообщение
К В. Кашин
Дата 15.06.2009 21:38:16 Найти в дереве
Рубрики WWI; 1917-1939; Версия для печати

Re: Близость к...

>>А вы уверены, что документы были? Бандиты, типа Семенова и Унгерна, прекрасно обходились и без них.
> Как раз с свидетельствами художеств Унгерна все не так плохо, включая воспоминания офицеров его армии. Мы говорим о Колчаке, который имел, как понимаю, вполне упорядоченную бюрократию и систему управления войсками.
Вот только террор проводился не на уровне Колчака и его бюрократии, а на уровне командиров полков и даже рот. А Колчак "ничего не знал".
>>Да и командиры воинских частей - тоже. Не говоря уже о том, что при эвакуации сжигали архивы частей и ведомств.
> Да немало подобных архивов и сохранилось и было захвачено.
>>В 20-е годы работа состоялась, в основном, в опросе свидетелей. Большевики не были озабочены тем, чтобы документировать зверства белых, и могил для доказательства не разрывали.
> С чего бы это не были озабочены? Вот комиссии для расследований преступлений царского режима вполне создавали.
комиссии по расследованию зверств белых они тоже создавали. И свидетельские показания собирали. И отчеты печатали. Но я, естественно, ради двух абзацев на непрофильную тему ограничусь парой современных монографий.

>>Тем более, что про совершенно исключительные зверства белых писали и иностранные участники войны.
> Это очень расплывчато. Кто именно, что писал?
Посмотрите библиографию Ратьковского. Книге есть в инете. Там есть.
>>Даже белые редко обращались к теме собственного террора - они предпочитали раздувать масштабы красного.
> По моему вполне отражены карательные акции по крайней мере в белых мемуарах. Они на роль агнцев как правило не претендовали. Про расстрелы пленных как минимум мне попадалось не раз.

Так вы уже сами себе ответили.
Ратьковский называет в качестве жертв белого террора около 200 тысяч человек. Его книга написана по материалам его же диссертации и иметт статус научной работы, что приятно. В общем-то, никакой разницы с другими данными. А работа архангельских историков 1937 (кажется) года дает, кстати, изрядно меньшую цифру погибших на Мудьюге, нежели у него. Где-то что-то переклинило, но считается, что там из 10 тысяч заключенных погибли почти все, а архангельцы дают, кажется, 600 человек.
И т.п.
Точные данные по Гражданской войне есть, к сожалению, только в небесной канцелярии. Впрочем, приблизительные - тоже.

Я вообще очень гнусный человек. Я ставлю большевистские источники, причем (о ужас!) даже протоколы допросов НКВД и стенограммы судебных процессов в ряд с прочими документами. И даже (о, ужас, ужас!!) доверяю Лацису больше, чем Мельгунову. Ибо он, уж всяко, имел доступ к информации.